Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования

Принято на заседании педагогического
совета протокол № 11 от 30.01.2018 г .

Утверждаю:
Директор МБОУ «Школа № 1»
__________ Р.Г. Горбунов
Приказ № 23.1-ОД от 30.01.2018 г.

Положение
о порядке подготовки и организации проведения
самообследования МБОУ «Школа № 1»
1. 0бщие положения
1.1. Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок
подготовки и организацию проведения самообследования МБОУ «Школа №
1» (далее - Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-03 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями;
- Порядка проведения самообследования образовательной организацией,
утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня
2013 г. № 462 с изменениями и дополнениями от 14 декабря 2017 г.;
- Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования».
1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение
доступности и открытости информации о деятельности Школы, а также
подготовка отчета о результатах самообследования (далее - отчет).
1.4. Самообследование проводится Школой ежегодно.
1.5. В процессе самообследования проводится оценка образовательной
деятельности, системы управления организации, содержания и качества
подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности
выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного
обеспечения,
материально-технической
базы,
функционирования внутренней системы оценки качества образования, а
также анализ показателей деятельности организации, подлежащей
самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
1.6. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовку работ по самообследованию Школы;
- организацию и проведение самообследования в Школе;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
- рассмотрение отчета коллегиальным органом управления Школой –
педагогическим советом, к компетенции которого относится решение
данного вопроса.
1.7. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых
для его проведения, определяются Школой в порядке, установленном

настоящим Положением.
1.8. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета,
включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности организации, подлежащей самообследованию.
1.9. Отчетным периодом является предшествующий самообследованию
календарный год.
1.10 Размещение отчета на официальном сайте Школы в сети «Интернет» и
направление его Учредителю осуществляется не позднее 20 апреля текущего
года, отчет подписывается директором Школы и заверяется печатью.
2. Планирование и подготовка работ по самообследованию Школы
2.1. Директор Школы не позднее 1 марта издает приказ о порядке, сроках
проведения самообследования и составе комиссии по проведению
самообследования (далее Комиссии).
2.2. Председателем Комиссии является директор Школы, заместителем
председателя Комиссии является заместитель директора.
2.3. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
- представители коллегиальных органов управления Школой;
- при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4. При подготовке к проведению самообследования председатель
Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с
членами Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы Школы,
подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования;
уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе
самообследования;
- председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даётся
развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе
самообследования, о месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии
необходимых документов и материалов для проведения самообследования, о
контактных лицах;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на
Комиссии результатов самоообследования.
2.5. Председатель Комиссии на организационном подготовительном
совещании определяет:
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками Школы
в ходе самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет
обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования,
способствующее оперативному решению вопросов, возникающих у членов
Комиссии при проведении самообследования;

- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования
Школы в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты
анализа показателей деятельности школы, подлежащего самообследованию.
2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке
включается:
2.6.1. Проведение оценки:
- организации образовательной деятельности,
- системы управления Школой,
- содержания и качества подготовки обучающихся,
- организации учебного процесса;
- востребованности выпускников;
- качества
кадрового,
учебно-методического,
библиотечноинформационного обеспечения;
- материально-технической базы,
- функционирования внутренней системы оценки качества образования.
2.6.2. Анализ показателей
деятельности
Школы,
подлежащей
самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.Организация и проведение самообследования в Школе
3.1. Организация самообследования в Школе осуществляется в соответствии
с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и
оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов.
4. Обобщение полученных результатов и формирование отчета
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся
лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования
Школы, не позднее чем за пять рабочих дней до предварительного
рассмотрения на Комиссии результатов самообследования.
4.2. Лицо, ответственное за свод и оформление
результатов
самообследования Школы, обобщает полученные данные и оформляет их в
виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа
показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию
(далее Отчёт).
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором
происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные
вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной
информации, обсуждаются
выводы
и
предложения
по
итогам

самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений,
рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок
для окончательного рассмотрения Отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования
итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа коллективного
управления Школы, к компетенции которого относится решение данного
вопроса.
5. Ответственность
5.1. Заместитель руководителя Школы, педагогические работники несут
ответственность за выполнение данного Положения в соответствии
требованиями законодательства.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению
является руководитель Школы или уполномоченное им лицо.
6. Заключительные положения
6.1 Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения
директором Школы и действует до принятия нового Положения.
6.2 Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение, если иное
не установлено, вступают в силу в порядке, предусмотренном для
Положения. Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение,
доводятся до сведения указанных в нем лиц не позднее двух недель с
момента вступления его в силу.

ДЛЯ АНАЛИЗА

3.3. При проведении оценки организации образовательной деятельности:
3.3.1. Даётся общая характеристика Школы:
- полное наименование образовательного Учреждения, адрес, сведения об
Учредителе;
- мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая;
- комплектование классов: количество классов, обучающихся;
3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих
документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение
сроков действия и контрольных нормативов);
- свидетельство о государственной аккредитации;
- Устав школы;
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного
управления имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного
пользования на земельный участок.
3.3.3. Представляется информация о документации Школы:
- Программа развития Школы;
- учебный план Школы;
- календарный учебный график;
- годовой план работы Школы;
-рабочие программы педагогов Школы (их соответствие основной
образовательной программе);
- расписание образовательной деятельности;
- штатное расписание Школы (соответствие штата работников
установленным требованиям, структура и штатная численность в
соответствии с Уставом);
- должностные инструкции работников;
- журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления образовательного
учреждения:
3.4.1. Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в Школе системы управления;
- органы
управления
(персональные,
коллегиальные),
которыми
представлена управленческая система Школы;
- планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
- состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной
программы Школы, рабочих программ педагогов (планов воспитательной
работы), рекомендации и их реализация;
3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в
учреждении системы управления, а именно:
- как организована система контроля со стороны руководства Школы и
насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем

участникам образовательных отношений;
- как организована система взаимодействия с организациями-партнерами
(наличие договоров об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об
оказании услуг и т.д.) для обеспечения образовательной деятельности;
3.4.3. Даётся
оценка
обеспечению
координации
деятельности
педагогической службы школы;
3.4.4. Даётся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана
работы
с
неблагополучными
семьями;
социальный
паспорт
образовательного учреждения, в т.ч. количество обучающихся из социально
незащищённых семей;
3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и Школы:
- организация информирования родителей (законных представителей)
обучающихся о правах и обязанностях обучающихся, о правах, обязанностях
и ответственности родителей (законных представителей) в сфере
образования;
- наличие, качество и реализация планов работы и Совета родителей
школы, родительских комитетов классов; общих и классных родительских
собраний;
- обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и
иных нормативных документов;
- содержание и организация работы сайта Школы.
3.5. При проведении
обучающихся:

оценки

содержания

и

качества

подготовки

3.5.1. Анализируются и оцениваются:
- образовательные программы: характеристика, структура образовательных
программ, аналитическое обоснование программ, основные концептуальные
подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения
образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат;
анализ реализации образовательных программ;
- механизмы определения списка методической литературы, пособий,
материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебной и методической литературы, рекомендованных или допущенных к
использованию в образовательном процессе;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том
числе:
- характеристика демографической и социально-экономической тенденции
развития территории;
- анализ социального состава родителей, характеристика семей (социальный
паспорт Школы);
- даётся характеристика системы воспитательной работы образовательного
учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным
набором мероприятий; какие из направлений воспитательной работы
реализуются в учреждении; наличие специфичных именно для данной

Школы форм воспитательной работы);
- мероприятия,
направленные
на
повышение
эффективности
воспитательного процесса, проводимые Школой совместно с другими
образовательными учреждениями и учреждениями культуры;
- создание развивающей среды в Школе в соответствии с требованиями
программ начального, общего и среднего общего образования;
- наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала,
спортивной площадки, стадиона, учебных кабинетов и оборудования;
- результативность системы воспитательной работы;
3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного
образования, в том числе:
- программы дополнительного образования;
- наличие необходимых условий, материально-технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ
дополнительного образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования
детей;
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- анализ
эффективности
реализации
программ
дополнительного
образования;
3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников
образовательных отношений о деятельности Школы, в том числе:
- изучение мнения участников образовательных отношений об
образовательном учреждении, указать источник знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий
родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
других
заинтересованных лиц;
- анализ используемых методов (анкетирование, собеседование,
тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников
образовательных отношений, периодичность использования таких методов;
- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников
образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки
обучающихся, в том числе:
- число обучающихся, для которых учебный план является слишком
сложным полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не
справляются обучающиеся);
-наличие Положения о системе мониторинга результатов \ освоения
образовательных программ начального общего и основного общего
образования;
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников
федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС);
- достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем;

- достижение целевых ориентиров образования в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
- результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня
развития обучающихся.
3.6. При
проведении оценки организации
учебного процесса
анализируются и оцениваются:
- учебный план Школы, его структура, характеристика; выполнение;
- анализ нагрузки обучающихся;
- календарный учебный график Школы;
- расписание непосредственной образовательной деятельности;
- анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные
потребности;
- соблюдение принципа преемственности обучения на разных ступенях
обучения;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения,
развитию познавательной активности и интересов обучающихся;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей,
учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется
и оценивается:
- профессиональный
уровень
кадров:
количество
педагогических
работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование;
количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной
категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5
лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет);
своевременность прохождения повышения квалификации;
- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих
учёную степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды;
- доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
- движение кадров за последние пять лет;
- возрастной состав;
- работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных
документов);
- творческие достижения педагогов;
- система работы по повышению квалификации и переподготовке
педагогических работников и ее результативность;
- формы повышения профессионального мастерства;
- укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами;
- потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и
количества планируемого увеличения штатов);
- порядок установления заработной платы работников Школы, в т. ч.
надбавок к должностным окладам, порядка и размеров стимулирующих

выплат; заработная плата педагогических работников с учётом
стимулирующей части оплаты труда;
- состояние документации по аттестации педагогических работников:
нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи
в трудовых книжках.
3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения
анализируется и оценивается:
- система методической работы Школы (даётся её характеристика);
- оценивается соответствие содержания методической работы задачам,
стоящим перед Школой, в том числе в образовательной программе;
- формы организации методической работы;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования,
рост методического мастерства педагогических работников;
- работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в Школе публикаций методического характера, материалов с
обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать
конкретно);
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч.
дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам
по внедрению новых технологий и методик в учебный процесс);
3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного
обеспечения анализируется и оценивается:
- обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
- общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
- обеспечено
ли
образовательное
Учреждение
современной
информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная
почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.);
- востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
- наличие сайта Школы (соответствие установленным требованиям);
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности
образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие
информации в
СМИ, на
сайте образовательного учреждения,
информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.);
3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы
анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том
числе:
- уровень социально-психологической комфортности образовательной
среды;
- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного
обучающегося;
- площади, используемые для образовательного процесса (даётся их

характеристика);
- сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
- сведения об обеспеченности мебелью, инвентарём, ТСО;
- данные о проведении ремонтных работ в Школе (освоение бюджетных
средств);
- меры по обеспечению развития материально-технической базы;
- мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2. Соблюдение в
общеобразовательном
учреждении
мер
противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе:
- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения,
тревожной кнопки, договоров на обслуживание с соответствующими
организациями;
- акты о состоянии пожарной безопасности;
- проведение
учебно-тренировочных
мероприятий
по
вопросам
безопасности.
3.10.3. Состояние территории Школы, в том числе:
- состояние ограждения и освещение участка;
- наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при
подъезде к образовательному учреждению;
3.11. При проведении оценки функционирования внутренней системы
оценки качества образования:
3.11.1 .Осуществляется сбор и анализ информации о школьном образовании
в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства
РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы
образования»;
3.11.2. Анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней
системы оценки качества образования;
наличие
ответственного
лица
–
представителя
руководства
образовательного
учреждения,
ответственного
за
организацию
функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- план работы Школы по обеспечению функционирования внутренней
системы оценки качества образования и его выполнение;
- информированность участников образовательных отношений о
функционировании внутренней системы оценки качества образования в
Школе;
- проводимые мероприятия внутреннего контроля в
рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.

3.12 При проведении оценки востребованности выпускников анализируется и
оценивается дальнейший профессиональный образовательный выбор,
уровень конкурентноспособности выпускников при поступлении в другие
образовательные учреждения, бюджетная или платная основа обучения.
3.13 Анализ
показателей деятельности Школы, подлежащей
самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями,
установленными федеральным органом
исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».