Принято на заседании педагогического совета протокол № 11 от 30.01.2018 г . Утверждаю: Директор МБОУ «Школа № 1» __________ Р.Г. Горбунов Приказ № 23.1-ОД от 30.01.2018 г. Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования МБОУ «Школа № 1» 1. 0бщие положения 1.1. Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и организацию проведения самообследования МБОУ «Школа № 1» (далее - Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-03 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; - Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 с изменениями и дополнениями от 14 декабря 2017 г.; - Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности Школы, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее - отчет). 1.4. Самообследование проводится Школой ежегодно. 1.5. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 1.6. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: - планирование и подготовку работ по самообследованию Школы; - организацию и проведение самообследования в Школе; - обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; - рассмотрение отчета коллегиальным органом управления Школой – педагогическим советом, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 1.7. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются Школой в порядке, установленном настоящим Положением. 1.8. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. 1.9. Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год. 1.10 Размещение отчета на официальном сайте Школы в сети «Интернет» и направление его Учредителю осуществляется не позднее 20 апреля текущего года, отчет подписывается директором Школы и заверяется печатью. 2. Планирование и подготовка работ по самообследованию Школы 2.1. Директор Школы не позднее 1 марта издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии). 2.2. Председателем Комиссии является директор Школы, заместителем председателя Комиссии является заместитель директора. 2.3. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются: - представители коллегиальных органов управления Школой; - при необходимости представители иных органов и организаций. 2.4. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором: - рассматривается и утверждается план проведения самообследования; - за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы Школы, подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования; уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования; - председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даётся развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для проведения самообследования, о контактных лицах; - определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самоообследования. 2.5. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет: - порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками Школы в ходе самообследования; - ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при проведении самообследования; - ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования Школы в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности школы, подлежащего самообследованию. 2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается: 2.6.1. Проведение оценки: - организации образовательной деятельности, - системы управления Школой, - содержания и качества подготовки обучающихся, - организации учебного процесса; - востребованности выпускников; - качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения; - материально-технической базы, - функционирования внутренней системы оценки качества образования. 2.6.2. Анализ показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 3.Организация и проведение самообследования в Школе 3.1. Организация самообследования в Школе осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии. 3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов. 4. Обобщение полученных результатов и формирование отчета 4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования Школы, не позднее чем за пять рабочих дней до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования. 4.2. Лицо, ответственное за свод и оформление результатов самообследования Школы, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию (далее Отчёт). 4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования. 4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта. 4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа коллективного управления Школы, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 5. Ответственность 5.1. Заместитель руководителя Школы, педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства. 5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является руководитель Школы или уполномоченное им лицо. 6. Заключительные положения 6.1 Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения директором Школы и действует до принятия нового Положения. 6.2 Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение, если иное не установлено, вступают в силу в порядке, предусмотренном для Положения. Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение, доводятся до сведения указанных в нем лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу. ДЛЯ АНАЛИЗА 3.3. При проведении оценки организации образовательной деятельности: 3.3.1. Даётся общая характеристика Школы: - полное наименование образовательного Учреждения, адрес, сведения об Учредителе; - мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая; - комплектование классов: количество классов, обучающихся; 3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов: - лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов); - свидетельство о государственной аккредитации; - Устав школы; - свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления имуществом; - свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок. 3.3.3. Представляется информация о документации Школы: - Программа развития Школы; - учебный план Школы; - календарный учебный график; - годовой план работы Школы; -рабочие программы педагогов Школы (их соответствие основной образовательной программе); - расписание образовательной деятельности; - штатное расписание Школы (соответствие штата работников установленным требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом); - должностные инструкции работников; - журналы проведения инструктажа. 3.4. При проведении оценки системы управления образовательного учреждения: 3.4.1. Даётся характеристика и оценка следующих вопросов: - характеристика сложившейся в Школе системы управления; - органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая система Школы; - планирование и анализ учебно-воспитательной работы; - состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы Школы, рабочих программ педагогов (планов воспитательной работы), рекомендации и их реализация; 3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении системы управления, а именно: - как организована система контроля со стороны руководства Школы и насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных отношений; - как организована система взаимодействия с организациями-партнерами (наличие договоров об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.) для обеспечения образовательной деятельности; 3.4.3. Даётся оценка обеспечению координации деятельности педагогической службы школы; 3.4.4. Даётся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с неблагополучными семьями; социальный паспорт образовательного учреждения, в т.ч. количество обучающихся из социально незащищённых семей; 3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и Школы: - организация информирования родителей (законных представителей) обучающихся о правах и обязанностях обучающихся, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования; - наличие, качество и реализация планов работы и Совета родителей школы, родительских комитетов классов; общих и классных родительских собраний; - обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов; - содержание и организация работы сайта Школы. 3.5. При проведении обучающихся: оценки содержания и качества подготовки 3.5.1. Анализируются и оцениваются: - образовательные программы: характеристика, структура образовательных программ, аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ; - механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе; 3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе: - характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития территории; - анализ социального состава родителей, характеристика семей (социальный паспорт Школы); - даётся характеристика системы воспитательной работы образовательного учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным набором мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в учреждении; наличие специфичных именно для данной Школы форм воспитательной работы); - мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые Школой совместно с другими образовательными учреждениями и учреждениями культуры; - создание развивающей среды в Школе в соответствии с требованиями программ начального, общего и среднего общего образования; - наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной площадки, стадиона, учебных кабинетов и оборудования; - результативность системы воспитательной работы; 3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе: - программы дополнительного образования; - наличие необходимых условий, материально-технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования; - направленность реализуемых программ дополнительного образования детей; - охват обучающихся дополнительным образованием; - анализ эффективности реализации программ дополнительного образования; 3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности Школы, в том числе: - изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном учреждении, указать источник знаний о них; - анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц; - анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов; - меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер; 3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки обучающихся, в том числе: - число обучающихся, для которых учебный план является слишком сложным полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются обучающиеся); -наличие Положения о системе мониторинга результатов \ освоения образовательных программ начального общего и основного общего образования; - соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС); - достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем; - достижение целевых ориентиров образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; - результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития обучающихся. 3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются: - учебный план Школы, его структура, характеристика; выполнение; - анализ нагрузки обучающихся; - календарный учебный график Школы; - расписание непосредственной образовательной деятельности; - анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности; - соблюдение принципа преемственности обучения на разных ступенях обучения; - деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов обучающихся; - создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. 3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается: - профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование; количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации; - количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учёную степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды; - доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе; - движение кадров за последние пять лет; - возрастной состав; - работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов); - творческие достижения педагогов; - система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; - формы повышения профессионального мастерства; - укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами; - потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и количества планируемого увеличения штатов); - порядок установления заработной платы работников Школы, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда; - состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках. 3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и оценивается: - система методической работы Школы (даётся её характеристика); - оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед Школой, в том числе в образовательной программе; - формы организации методической работы; - влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников; - работа по обобщению и распространению передового опыта; - наличие в Школе публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно); - использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и методик в учебный процесс); 3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и оценивается: - обеспеченность учебно-методической и художественной литературой; - общее количество единиц хранения фонда библиотеки; - обеспечено ли образовательное Учреждение современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.); - востребованность библиотечного фонда и информационной базы; - наличие сайта Школы (соответствие установленным требованиям); - обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.); 3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается: 3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе: - уровень социально-психологической комфортности образовательной среды; - соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося; - площади, используемые для образовательного процесса (даётся их характеристика); - сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь; - сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д; - сведения об обеспеченности мебелью, инвентарём, ТСО; - данные о проведении ремонтных работ в Школе (освоение бюджетных средств); - меры по обеспечению развития материально-технической базы; - мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов. 3.10.2. Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе: - наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, договоров на обслуживание с соответствующими организациями; - акты о состоянии пожарной безопасности; - проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности. 3.10.3. Состояние территории Школы, в том числе: - состояние ограждения и освещение участка; - наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к образовательному учреждению; 3.11. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования: 3.11.1 .Осуществляется сбор и анализ информации о школьном образовании в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; 3.11.2. Анализируется и оценивается: - наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования; наличие ответственного лица – представителя руководства образовательного учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования; - план работы Школы по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение; - информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в Школе; - проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования; - проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования. 3.12 При проведении оценки востребованности выпускников анализируется и оценивается дальнейший профессиональный образовательный выбор, уровень конкурентноспособности выпускников при поступлении в другие образовательные учреждения, бюджетная или платная основа обучения. 3.13 Анализ показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.