- Положением об индивидуальном учете освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся; – Положением о фонде оплаты труда в ОО. 1.4. В Положении использованы следующие определения и сокращения: – качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; – ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования. Это система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует ОО, и результатах освоения программ обучающимися; – НОКО – независимая оценка качества образования. Это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям; – ВШК – внутришкольный контроль. Это компонент ВСОКО, который поддерживает гарантии участников образовательных отношений на получение качественного образования; – диагностика – контрольный замер, срез; – мониторинг – долгосрочное наблюдение за управляемым объектом контроля с целью анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта; – оценка/оценочная процедура – установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы; – ГИА – государственная итоговая аттестация; – ЕГЭ – единый государственный экзамен; – ОГЭ – основной государственный экзамен; – КИМ – контрольно-измерительные материалы; – ООП – основная образовательная программа; – УУД – универсальные учебные действия; – ФКГОС – Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. 1.5. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования в ОО и включает в себя: – субъекты контрольно-оценочной деятельности; – контрольно-оценочные процедуры; – контрольно-измерительные материалы; – аналитические документы для внутреннего потребления; – информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках. 2. Организация ВСОКО 2.1. Направления ВСОКО в ОО: – качество образовательных программ; – качество условий реализации образовательных программ; – качество образовательных результатов обучающихся; – удовлетворенность потребителей качеством образования. 2.2. Направления, обозначенные в п. 2.1, распространяются как на образовательную деятельность по ФГОС общего образования, так и на образовательную деятельность, осуществляемую по ФКГОС. 2.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о самообследовании. 2.4. Мероприятия ВШК являются частью ВСОКО. 2.5. Основные мероприятия ВСОКО: – оценка соответствия реализуемых в ОО образовательных программ федеральным требованиям; – контроль реализации рабочих программ; – оценка условий реализации ООП федеральным требованиям; – контроль состояния условий реализации ООП и мониторинг развития условий реализации ООП; – мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов. – оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ; – мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ; – мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся личностных УУД; – контроль реализации Программы воспитания; – контроль реализации Программы коррекционной работы; – оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования; – систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов по итогам ВСОКО \июнь-август\; – подготовка текста отчета о самообследовании, в том числе для размещения на официальном сайте ОО. 2.6. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал, состав и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются не позднее февраля месяца ежегодным приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании». 2.7. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой план работы ОО. 3. Оценка образовательных программ 3.1. Оценке подлежат основные образовательные программы соответствующего уровня общего образования, разработанные согласно требованиям образовательных стандартов (ФКГОС, ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования), а также дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в Школе. 3.2. Оценку ООП проводит ОО по параметрам согласно Приложению 1. 3.3. В случае внесения в ООП изменений и дополнений, проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС соответствующего уровня общего образования или ФКГОС. 3.4. По пунктам 3.17, 3.20, 3.23 Приложения 1 проводится развернутый анализ качества образовательной программы, результаты которого обобщаются в справке. Справка выносится на обсуждение методического совета ОО в целях своевременного внесения корректив в содержание указанной программы (образец справки – в приложении 7). 3.5. Информация по пунктам 1.1–1.4 приложения 1 включается в отчет о самообследовании (Приложение 6). 3.6. Оценка осуществляется по параметрам: 3.6.1. Для классов Школы, обучающихся в соответствии с ФКГОС: – соответствие структуры и содержания учебного плана требованиям ФКГОС и рекомендациям базисного учебного плана; – наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очно-заочной, заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану; – наличие материалов, подтверждающих учет образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента образовательной организации; – наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана; – соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС; – реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисциплине(ам), модулю(ям) (выполнение рабочих программ); – наличие программ воспитательной направленности; – наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП (при включении внеурочной деятельности в ООП); – наличие рабочих программ и другой документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению; – реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности; – наличие программ работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению; – наличие индивидуальных учебных планов и графиков; – наличие плана работы с одаренными учащимися. 3.6.2. Для классов, обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования (по уровням): – соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС по уровням общего образования; – учет в ООП специфики и традиций Школы, социального запроса потребителей образовательных услуг; – наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов соответствующих ФГОС общего образования (по уровням); – наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очной, очно-заочной и заочной формах обучения; – наличие индивидуальных учебных планов; – соответствие объема учебных планов требованиям соответствующего ФГОС общего образования; – наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участниками образовательных отношений; – соответствие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана требованиям соответствующего ФГОС; – реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисциплине(ам), модулю(ям) (выполнение рабочих программ); – наличие программы формирования и развития УУД; – наличие программы духовно-нравственного развития обучающихся (для начального общего образования); – наличие программы социализации и воспитания обучающихся (для основного общего образования); – наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами и другой документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению; – реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности. 3.7. Оценка дополнительных общеразвивающих программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеразвивающих программ по параметрам: – соответствие тематики программы запросу потребителей; – наличие документов, подтверждающих этот запрос; – соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; – соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); – наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучающимся. 4. Оценка условий реализации образовательных программ 4.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, психолого-педагогическим, материально-техническим, учебнометодическим условиям и информационной образовательной среде. 4.2. В отношении ООП, разработанных на основе ФКГОС, используются подходы, соответствующие пункту 4.1. 4.3. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий реализации образовательных программ соответствует федеральным требованиям к показателям эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию. Предметом контроля выступают показатели развития условий (Приложение 2). 4.5. Оценка условий реализации образовательных программ проводится: – на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка); – ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании. 4.6. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной деятельности ОО включаются в отчет о самообследовании (Приложение 6). 5. Оценка образовательных результатов обучающихся 5.1. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФКГОС: 5.1.1. В отношении учащихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты. 5.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в следующих формах: – промежуточная аттестация; – накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио); – анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; – итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА (предметы по выбору); - анализ результатов ГИА. 5.2. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФГОС: 5.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС проводится в следующих формах: – промежуточная аттестация; – накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио); – анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; – итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА; – анализ результатов ГИА. 5.2.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по параметрам согласно Приложению 3. Результаты индивидуального учета фиксируются в сводной ведомости успеваемости. 5.2.3. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП проводится по параметрам согласно Приложению 4. Итоговой оценке достижения метапредметных результатов предшествует оценка этих результатов в рамках промежуточных аттестаций. Продвижение обучающегося в достижении метапредметных образовательных результатов выступает предметом обязательного мониторинга 5.2.4. Достижение личностных результатов освоения ООП, в том числе сформированность личностных УУД, не подлежит итоговой оценке, проводится посредством неперсонифицированных мониторингов, а также посредством статистического учета индивидуальных достижений учащихся в мероприятиях программ воспитательной направленности по параметрам и индикаторам согласно Приложению 5. 6. ВСОКО и ВШК 6.1. Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО. 6.2. Под ВШК понимается система управления качеством образовательной деятельности посредством планирования, организации и проведения контрольно-оценочных мероприятий, соответствующих направлениям ВСОКО. 6.3. Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов управления качеством образования в ОО, выступают предметом различных мониторингов, перечень которых определен настоящим Положением. 7. Мониторинги в рамках ВСОКО 7.1. Мониторинги – это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения. 7.2. Различают обязательные мониторинги, которые проводятся по требованиям ФГОС, мониторинг показателей отчета о самообследовании и мониторинги, которые проводятся в соответствии с Программой развития ОО. 7.3. К мониторингам в рамках ВСОКО относят обязательные мониторинги: – личностного развития обучающихся; – достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов; – развития условий реализации образовательных программ; – показателей отчета о самообследовании. 7.4. Обязательные мониторинги проводятся на основе параметров, внесенных в Приложения 2–5. 7.5. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в три года, а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании. 8. Документация ВСОКО 8.1. Документация ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО. 8.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОО, документом ВСОКО является отчет о самообследовании. 8.3. Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят справки по результатам ВШК, локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. 8.4. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании». Приложение 1 Критерии оценки образовательных программ № Критерии оценки Единица измерения1 1. Образовательная деятельность 1.1 1.2 1.3 Общая численность обучающихся, осваивающих основную Чел. образовательную программу: Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: – начального общего образования; Чел. – основного общего образования; Чел. – среднего общего образования Чел. Формы получения образования в ОО: – очная; – очно-заочная; – заочная 1.4 Реализация ООП по уровням общего образования: – сетевая форма; – с применением дистанционных образовательных технологий; – с применением электронного обучения Имеется / не имеется. Количество чел. Имеется / не имеется. Количество чел. Имеется / не имеется. Количество чел. Имеется / не имеется. Количество чел. Имеется / не имеется. Количество чел. Имеется / не имеется. Количество чел. 2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 Соответствие структуры и содержания учебного плана требованиям ФКГОС Наличие индивидуальных учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очно-заочной и заочной формах Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС Наличие программ воспитательной направленности Наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП Наличие рабочих программ и другой документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению Реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности Наличие программ работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению Наличие индивидуальных учебных планов для профильного обучения Наличие плана работы с одаренными обучающимися Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Имеется / не имеется Имеется / не имеется Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Имеется / не имеется Имеется / не имеется Да / Нет Имеется / не имеется Имеется / не имеется Имеется / не имеется 3. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС 3.1 Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС 3.2 Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части, формируемой участниками образовательных отношений Соответствие объема части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, требованиям ФГОС Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу предметных областей и наименованиям учебных предметов Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему часов 3.3 3.4 3.5 3.6 Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Соответствует / не соответствует Соответствует / не соответствует 3.7 Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН 3.8 Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям ФГОС Наличие рабочих программ курсов части учебного плана, Имеется / формируемой участниками образовательных отношений не имеется Отношение количества рабочих программ курсов части учебного Количество ед. на одного плана, формируемой участниками образовательных отношений, к обучающегося количеству обучающихся, осваивающих ООП Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся: – по очно-заочной, заочной форме Количество ед. / не имеется – с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно Количество ед. / не развивающимися сверстниками имеется – 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках Количество ед. / не профориентации имеется – профильных классов на уровне среднего общего образования Количество ед. / не имеется Наличие плана внеурочной деятельности Имеется / не имеется Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по Соответствует/ составу и наименованию направлений внеурочной деятельности не соответствует Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по Соответствует/ объему часов не соответствует Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности Соответствует/ планируемым результатам ООП, в том числе Программе не соответствует формирования и развития УУД и Программе воспитания Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для Имеется / не имеется курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной деятельности Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности Соответствует/ требованиям ФГОС не соответствует Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной Количество ед. на одного деятельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся, обучающегося осваивающих ООП Наличие Программы формирования и развития УУД Имеется / не имеется Соответствие Программы формирования и развития УУД Соответствует / требованиям ФГОС не соответствует Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и % развития УУД в общем объеме программы в часах Наличие Программы воспитания Имеется / не имеется Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС Соответствует/ не соответствует Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в общем % объеме программы в часах 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 3.20 3.21 3.22 3.23 3.24 Соответствует / не соответствует Имеется / не имеется Приложение 2 Критерии оценки условий реализации образовательных программ Критерии оценки Контроль состояния условий Един ица измер ения Группа условий 2 Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: – первая; – высшая Численность / удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Численность / удельный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность / удельный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю / направлению профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в Факт выполнения «дорожной карты» Планируемый показатель («дорожная карта») Фактический показатель на старте Кадровые условия Чел. / %2 Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Связка «чел./%» предполагает фактическое количество человек и их долю к общему количеству педагогических работников, задействованных в реализации ООП того или иного уровня общего образования. Психологопедагогические условия 3 общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованиям: – тренинги, обучающие семинары, стажировки; – вне программ повышения квалификации Численность / удельный вес численности педагогических работников, реализовавших методические проекты под руководством ученых или научно-педагогических работников партнерских организаций Численность / удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» Численность / удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях Численность / удельный вес численности педагогических работников, ведущих личную страничку на сайте школы3 Количество педагогов-психологов в штатном расписании Количество педагогов-психологов по совместительству Количество социальных педагогов Доля педагогических работников с вмененным функционалом тьютора в общем количестве педагогических работников Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом в Программе воспитания Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом в Программе формирования и развития УУД Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при участии (соавторстве) Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. Чел. Чел. Чел. / % Ед. / % Ед. / % Ед. / % Конечный состав параметров в группе «кадровые условия» определяет ОО в зависимости от требований к педагогическим работникам, порядка аттестации педагогических работников и системы стимулирующих выплат в школе. Материальнотехнические условия Учебнометодическое и информационное 4 педагога-психолога в общем объеме курсов внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности Количество дополнительных образовательных программ на базе школы, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога Наличие оборудованного помещения, приспособленного для индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями Наличие оборудованных образовательных пространств для психологической разгрузки; рекреационных зон Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС / федеральными или региональными требованиями) Наличие читального зала библиотеки, в том числе: – с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; – с медиатекой; – оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; – с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; – с возможностью размножения печатных бумажных материалов Численность / удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося Общая площадь помещений, оборудованных для групповой работы, в расчете на одного учащегося Общая площадь помещений, оборудованных для проведения лабораторных занятий и учебных исследований, в расчете на одного учащегося Доля уроков (лабораторных занятий, практикумов) в общем объеме учебного плана, проведенных с использованием материальнотехнической базы организаций-партнеров Доля внеурочных мероприятий в общем объеме плана внеурочной деятельности, проведенных с использованием материальнотехнической базы организаций-партнеров4 Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, Ед. Имеется / не имеется Имеется / не имеется Ед. Ед. / % Да / нет Чел. / % Кв. м Кв. м Кв. м Ед. / % Ед. / % Ед. / % Конечный перечень параметров по группе «материально-технические условия» определяется Программой развития школы. обеспечение состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров научно-популярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Соответствие используемых учебников и учебных пособий федеральному перечню Наличие общедоступного аннотированного перечня информационных образовательных ресурсов интернета Количество единиц электронных образовательных ресурсов, используемых при реализации рабочих программ по предметам учебного плана Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых при реализации плана внеурочной деятельности Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых для обеспечения проектной деятельности обучающихся Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ед. Ед. Соответст вует / не соответст вует Да / Нет Ед. Ед. Ед. Соответств ует / не соответств ует Приложение 3 Показатели оценки предметных образовательных результатов № Показатели оценки предметных образовательных результатов 1 Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл ОГЭ выпускников 9-гокласса по русскому языку Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности выпускников 9-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших 2 3 4 5 6 7 8 9 Единица измерения Чел. / % Балл Балл Балл Балл Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % 10 11 12 13 14 15 16 17 результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11-го класса Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: – муниципального уровня; – регионального уровня; – федерального уровня; – международного уровня Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Чел. / % Приложение 4 Группа метапредметных образовательных результатов Метапредметные понятия и термины Показатели оценки метапредметных образовательных результатов Показатели оценки метапредметных образовательных результатов Форма и метод оценки Уровень начального общего образования Уровень основного общего образования Уровень среднего общего образования Слово Число Знак Признак Определение Информация Цель Результат Реальный Виртуальный Практический Теоретический Процесс Явление Общее Частное Причина Следствие Закономерность Тенденция Объект Субъект Анализ Синтез Гипотетический Вероятностный Смыслобразование и моральноэтическая ориентация в вопросах: – индивидуального стиля познавательной деятельности; – эффективной коммуникации; – ответственности за собственные поступки, нравственного долга; – гражданской активности; – отношения к труду и выбору профессии Индивид Личность Духовное (волевое) Душевное (психическое) Сознание Самосознание Детерминация Интеграция Дифференциация Экстраполяция Система Синергия Опрос письменный Смыслобразование и моральноэтическая ориентация в вопросах: – выбора жизненной стратегии, построения карьеры; – средств и методов самоактуализации в условиях информационного общества; – морального выбора; – взаимоотношения полов, создания семьи; – готовности к активной гражданской практике; российской идентичности; – отношения к религии как форме мировоззрения Наблюдение и диагностика в рамках мониторинга личностного развития Личностные УУД Смыслобразование и моральноэтическая ориентация в вопросах: – саморегуляции поведения; – взаимодействия с окружающими; – здорового образа жизни Регулятивные УУД Способность принимать и сохранять цели учебной деятельности Освоение способов решения Умение самостоятельно проблем творческого и планировать пути достижения Способность и готовность к самостоятельному поиску методов Встроенное педагогическое наблюдение поискового характера Познавательные УУД целей; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; корректировать планы в связи с изменяющейся ситуацией решения практических задач, применению различных методов познания, в том числе для решения творческих и поисковых задач Умение планировать, Умение самостоятельно определять контролировать и оценивать цели деятельности и составлять свои учебные действия планы деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность действовать даже в ситуациях неуспеха Использование знаковоУмение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, символических средств, схем модели и схемы для решения учебных и познавательных задач решения учебных и практических задач Активное использование Умение осознанно использовать Владение языковыми средствами; речевых средств и ИКТ речевые средства умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Работа с информацией: Готовность и способность к самостоятельной информационноиспользование различных познавательной деятельности, владение навыками получения способов поиска, сбора, необходимой информации из словарей разных типов, умение обработки, анализа, ориентироваться в различных источниках информации, критически организации, передачи и оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных интерпретации информации в источников соответствии с коммуникативными и познавательными задачами Использование ИКТ-технологий Формирование и развитие Умение использовать ИКТ в в учебной деятельности компетентности в области ИКТ решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Комплексная контрольная работа на основе текста Оценка результатов проекта по информатике или технологии Коммуникативные УУД Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Первичное освоение логических Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, операций и действий (анализ, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, синтез, классификация) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы Освоение начальных форм Умение осознанно выбирать Владение навыками познавательной познавательной и личностной наиболее эффективные способы рефлексии как осознания рефлексии решения учебных и совершаемых действий, границ познавательных задач своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Умение использовать речевые Умение использовать речевые Умение использовать речевые средства в соответствии с средства в соответствии с целями средства в соответствии с целями целями коммуникации: коммуникации: коммуникации: – участие в диалоге; – участие в дискуссии; – участие в дебатах; – первичный опыт презентаций; – развитие опыта презентаций; – устойчивые навыки презентаций; – создание текстов – создание текстов – владение всеми функциональными художественного стиля; художественного, стилями; – использование в речи не менее публицистического и научно– владение всеми основными трех изобразительнопопулярного стилей; изобразительно-выразительными выразительных средств языка – использование в речи не менее средствами языка семи изобразительновыразительных средств Взаимодействие с партнером, Умение организовывать учебное Умение продуктивно общаться и адекватная оценка собственного сотрудничество со сверстниками взаимодействовать в процессе поведения и педагогами совместной деятельности, учитывать позиции участников деятельности Готовность и способность Готовность и способность Готовность разрешать конфликты, формулировать и отстаивать учитывать мнения других в стремление учитывать и свое мнение процессе групповой работы координировать различные мнения и позиции Способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной деятельности; находить общее решение Комплексная контрольная работа на основе текста Текущий диагностический контроль по русскому языку Наблюдение за ходом работы обучающегося в группе Приложение 5 № 1 2 Диагностируемое личностное качество Сформированность личностных УУД Сформированность активной гражданской позиции; российская идентичность Мониторинг личностного развития обучающихся Показатель Предмет мониторинга по Оценочная сформированности показателю процедура Готовность и способность к смыслобразованию и морально-этической ориентации (см. приложение 4 к Положению о ВСОКО) Наличие ценностной ориентации гражданского выбора и владение общественно-политической терминологией Освоение понятия российской идентичности. Принятие культурноисторических практик России Социально-культурный опыт учащихся 3 Готовность к продолжению образования на профильном уровне, к выбору профиля обучения Понимание учащимся собственных профессиональных склонностей и способностей Положительный опыт Исполнитель Количество учащихся, демонстрирующих готовность и способность к смыслобразованию и морально-этической ориентация Количество учащихся, демонстрирующих наличие ценностной ориентации гражданского выбора и владение общественнополитической терминологией Встроенное наблюдение Классный руководитель, тьютор Встроенное наблюдение. Тестирование Количество учащихся, освоивших понятие российской идентичности и демонстрирующих принятие культурно-исторических практик России Единицы портфолио, подтверждающие социально-культурный опыт учащегося Количество учащихся, своевременно ознакомленных с заключением педагогапсихолога о профессиональных склонностях и способностях учащихся Количество учащихся, Опрос. Встроенное педагогическое наблюдение Педагог-психолог совместно (или классный руководитель) с преподавателем общественнополитических дисциплин Педагог-психолог Статистический учет Классный руководитель, тьютор Статистический учет Классный руководитель, тьютор Статистический Классный Периодичность процедур мониторинга В течение года, в рамках классных часов Ежегодно, в конце учебного года Первый раз на этапе предпрофильной подготовки (по окончании учащимися 7–8-го классов). Второй раз – по окончании уровня углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответствующих рекомендованному профилю обучения Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых соответствует рекомендованному профилю 4 5 Готовность и способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций, традиций этноса Освоение учащимися существующих норм морали, национальных традиций, традиций этноса Сформированность культуры здорового образа жизни; ценностное отношение к труду Демонстрация культуры здорового образа жизни в среде образования и социальных практиках Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых свидетельствует о патриотических чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа, ценностям семьи и брака имеющих опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответствующих рекомендованному профилю обучения Количество учащихся, имеющих завершенные и презентованные проекты, тематика которых соответствует рекомендованному профилю обучения Количество учащихся, демонстрирующих освоение содержания понятий: ценностная ориентация, нормы морали, национальная и этническая идентичность, семья, брак учет руководитель, тьютор Статистический учет Классный руководитель, тьютор Опрос Ежегодно, в конце учебного года Количество учащихся, имеющих завершенные и презентованные проекты, тематика которых свидетельствует о патриотических чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа Стабильность посещения занятий физической культурой. Сокращения количества пропусков уроков по болезни. Соблюдение элементарных правил гигиены Статистический учет Педагог-психолог и (или) классный руководитель, тьютор в рамках содержания рабочих программ по обществознанию и (или) литературе Классный руководитель, тьютор Классный руководитель, тьютор Ежегодно, в конце учебного года Статистический учет. Отзыв классного руководителя основного общего образования Ежегодно, в конце учебного года 6 Сформированность ценностного отношения к труду Демонстрация уважения к труду как способу самореализации Уровень активности участи в Отзыв классного трудовых практиках, в том руководителя числе в качестве волонтера Классный руководитель, тьютор Ежегодно, в конце учебного года 7 Сформированность основ экологической культуры Готовность учащихся к экологически безопасному поведению в быту Освоение понятий экологического содержания Преподаватель экологии или биологии совместно с классным руководителем, тьютором Ежегодно, в конце учебного года Единицы портфолио, подтверждающие социально-культурный опыт учащегося Опрос. Статистический учет Приложение 6 Структура отчета о самообследовании Содержимое № раздела 1 Название 2 Система управления ОО 3 Содержание подготовки обучающихся 4 Качество подготовки обучающихся 5 Особенности организации учебного процесса 6 Информация о востребованности выпускников 7 Кадровое обеспечение образовательного Общая характеристика образовательной деятельности ОО Полное наименование и контактная информация ОО в соответствии со сведениями в уставе. Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием всех адресов и видов реализуемых образовательных программ. Взаимодействие с организациями-партнерами, органами исполнительной власти. Инновационная деятельность на уровне ФИП, РИП (при наличии) Структура управления, включая органы коллегиального и общественного управления. Взаимосвязь структур и органов управления Виды реализуемых ООП. Численность обучающихся, осваивающих ООП по уровням общего образования: – начального общего; – основного общего; – среднего общего. Количество индивидуальных учебных планов по разным категориям обучающихся. Направления дополнительных общеразвивающих программ. Количество обучающихся в объединениях дополнительного образования по каждому направлению Успеваемость (без двоек) и качество (четверки, пятерки). Количество учащихся, набравших не менее (указать количество) баллов по трем предметам ГИА. Количество учащихся, набравших не менее (указать количество) баллов по трем предметам ОГЭ. Количество призеров Всероссийской олимпиады школьников (по уровням). Количество учащихся, преодолевших установленный минимальный порог в общегородских обязательных метапредметных диагностиках. Количество классов-комплектов. Режим образовательной деятельности (одна/ две смены; пяти/ шестидневная неделя). Продолжительность учебного года и каникул Количество обучающихся, получающих образование: – в очно-заочной форме; – заочной форме. Соответствие режима учебной деятельности санитарногигиеническим требованиям. Наличие ООП того или иного уровня, реализуемых в сетевой форме. Количество обучающихся, осваивающих ООП: – с применением дистанционных технологий; – с применением электронных средств обучения Поступление в вузы выпускников профильных классов в соответствии с профилем. Процент поступления в вузы, ссузы от общего количества выпускников. Процент выпускников, трудоустроенных без продолжения получения образования Доля педагогических работников с высшим образованием. Категорийность педагогических работников. Группы педагогических работников по стажу работы. процесса 8 9 10 11 12 Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса Библиотечноинформационное обеспечение образовательного процесса Материальнотехническая база ОО Функционирование ВСОКО Анализ показателей деятельности ОО, подлежащей самообследованию Возрастной состав педагогических работников. Повышение квалификации педагогических работников. Обеспеченность педагогическими работниками неосновного назначения (педагог-психолог, социальный педагог, учительдефектолог) Соответствие используемых учебников федеральному перечню. Общее количество учебных и учебно-методических пособий, используемых в образовательном процессе. Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы в расчете на одного учащегося Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 1–2) Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 3–4) Положение о ВСОКО Аналитическая текстовая часть, содержащая качественную оценку показателей, включая их сравнение с показателями предыдущего года/ нескольких лет. Констатация точек роста и управленческих решений, которые их обеспечили. Объяснение причин отрицательной динамики по отдельным показателям (если она есть). Общий вывод о результатах самообследования Приложение 7 Образец справки по результатам ВШК Cправка по итогам проведения внутришкольного контроля __________________________ (предмет контроля) Сроки проведения контроля: с «____» по «____» ________________________ 20 _____ г. Вид контроля: ________________________________________________________________. Результаты контроля Контроль реализации программы формирования / развития УУД основной образовательной программы (указывается уровень общего образования, название образовательной программы) осуществляется по следующим направлениям: содержание программы (таблица 1), выполнение программы (таблица 2) и уровень достижения планируемых результатов (таблица 3). Содержание программы Таблица 1. Предмет и результаты контроля по содержанию Программы формирования /развития УУД Предмет контроля Соответствие структуры программы формирования/ развития УУД требованиям ФГОС начального общего образования Соответствие планируемых результатов требованиям ФГОС (указать уровень общего образования) Планируемые результаты программы распределены по годам освоения ООП (указать уровень общего образования) Представлено содержание урочной и внеурочной деятельности по достижению учащимися планируемых результатов программы Содержание урочной деятельности разработано с учетом специфики учебных предметов учебного плана ООП (указать уровень общего образования) Содержание урочной деятельности отражено в рабочих программах учебных предметов, где выделены закрепленные программой результаты Содержание внеурочной деятельности представлено в соответствии с планом внеурочной деятельности ООП (указать уровень общего образования) Курсы и мероприятия внеурочной деятельности представлены с указанием на их планируемые эффекты Приложены типовые задачи применения универсальных учебных действий В программе обозначена часть, сформированная участниками образовательных отношений Часть программы, сформированная участниками образовательных отношений, подкреплена необходимыми документами Оценочные материалы разработаны и приложены к программе Оценочные материалы соответствуют планируемым результатам программы Результаты Соответствует / не соответствует / соответствует при условии корректировки Соответствует / не соответствует / соответствует при условии корректировки Да / Нет Да / Нет Да / Нет / Частично Да / Нет / Частично Да / Нет / Частично Да / Нет / Частично Да / Нет Да / Нет Да / Нет Да / Нет Соответствует / не соответствует / соответствует при условии Организовано взаимодействие с организациями-партнерами; привлечены консультанты, эксперты, научные руководители корректировки Да / Нет / Частично Анализ содержания данных, представленных в таблице 1, показывает (дается краткий анализ результатов предмета контроля, форма представления которого выбирается самостоятельно). Выполнение программы Таблица 2. Предмет и результаты контроля по выполнению Программы формирования / развития УУД Предмет контроля Результаты Учебные занятия, выделенные в рабочих программах в соответствии с Да / Нет планируемыми результатами формирования УУД, проведены Регулярные курсы внеурочной деятельности, внесенные в программу, проведены в Да / Нет объеме, запланированном рабочей программой курса Мероприятия внеурочной деятельности, внесенные в программу, проведены Да / Нет Анализ содержания данных, представленных в таблице 2, показывает (дается краткий анализ результатов предмета контроля, форма представления которого выбирается самостоятельно). Выводы: 1. Положительные эффекты: (перечислить с комментарием обуславливающих факторов: материальные условия, кадры) 2. Недочеты в содержании программы: (перечислить с комментарием причин и возможности их устранения). 3. Факты невыполнения программы: (перечислить с комментарием причин и возможности их восполнения). Рекомендации / Меры по итогам контроля (выбрать нужное): 1. Провести в срок до «_____» ___________20____года: – плановый тематический контроль (указать предмет контроля); – экспертизу документов (указать каких). 2. ____________________________________________. (иное) Справка подготовлена: _________________________ (Ф. И. О., должность) Со справкой ознакомлен(ы): ____________________ (Ф. И. О., должность) «____» _____________ 20____ г. ______________ (подпись) ______________ (подпись)