2.11. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе. 2.12. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение). 2.13. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях). 2.14. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции. 3. Отчётность по текущему контролю 3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в классный журнал. 3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по результатам текущего контроля дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае необходимости сообщаются дополнительно по телефону. 3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в классном журнале по окончании каждого учебного периода. 3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки, которые заносятся в сводную ведомость результатов обучения в классном \электронном\ журнале. 3.5. В случае не усвоения учащимся программного материала по предмету классные руководители информируют родителей (законных представителей) письменным уведомлением. 3.6.Правильность ведения текущего контроля успеваемости обучающихся отслеживают заместители директора по учебно-воспитательной работе. Приложение №1 Нормативы чтения для учащихся с ЗПР начальных классов. Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся: - нарушения темпа речи; - нарушение произношения; - заикание; - органические и функциональные нарушения голоса. 1 КЛАСС. Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за овладением навыками чтения учащихся. Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы. В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-ом классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с первоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту. Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя. 2 КЛАСС. Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия. Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, понимает содержание прочитанного; - в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту; - во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту; - верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания в конце предложения; - умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - понимает основное содержание прочитанного; - в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту; - во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения; - правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; -знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» ставится ученику, если он: - осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя; - в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту; - во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями; - пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; - знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно. Оценка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя; -в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту; -во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения со скоростью 25 слов в минуту; -не воспроизводит текст по вопросам учителя; -при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. 3 КЛАСС. Оценка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного; -в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту; -во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту; -читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы; -самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь; -понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.; -твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: -правильно понимает основное содержание прочитанного; -в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные, трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту; -во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3 ошибки в словах в соблюдении пауз и логических ударений; -знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки. Оценка «3» ставится ученику, если он: -смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя; -в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения 40 слов в минуту; -во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения 45 слов в минуту; -допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо. Оценка «2» ставится ученику, если он: -в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту; -во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения 35 слов в минуту; -искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов; -при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения. 4 КЛАСС. Оценка «5» ставится ученику, если он: -правильно и полно понимает содержание прочитанного; -читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произведения; -в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии - не менее 80 слов в минуту; -полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного; -знает и выразительно читает наизусть стихотворение. Оценка «4» ставится ученику, если он: -правильно понимает основное содержание прочитанного; -читает целыми словами, используя основные средства выразительности; -в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту; -во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки; -знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно. Оценка «3» ставится ученику, если он: -понимает содержание прочитанного с помощью учителя; -в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту; -во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в минуту, допускает от 4-5 ошибок; -воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если он: -не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план; -в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускает большое количество ошибок; -во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок; -при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения. Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку для учащихся с ЗПР в 1-4 классах Объем диктанта и текста для списывания: Четверти Классы I II III IV 2 15-20 20-25 25-30 30-35 3 40-45 45-50 50-55 55-60 4 60-65 65-70 70-75 75-80 Объем словарного диктанта: Классы Количество слов 1 7-8 2 10-12 3 12-15 4 до 20 Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов в каждом классе. Сочинения и изложения носят обучающий характер. Нормы оценки за контрольный диктант: Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно. Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно. Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок. Классификация ошибок: Однотипные ошибки: -первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку; -при 5 поправках оценка снижается на 1 балл. За одну ошибку в диктанте считаются: - два исправления; - две пунктуационные ошибки; -повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку; -при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. За ошибку в диктанте не считаются: - ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске); - единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; - единичный случай замены одного слова без искажения смысла. Оценка за грамматическое задание: При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок: - оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении; - оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; - оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; -оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения: 1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза: • пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); • перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила); • недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); • наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); • искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька); • слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене); • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»; • замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы); • нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю). 2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта: •смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка). 3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: • аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья»; • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель». Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку для учащихся с ЗПР в 5-9 классах Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах: Вид диктанта Нормы оценок (количество ошибок) «5» «4» «3» «2» 6 орфографических + 4 пунктуационных + 2орфографических 4 дисграфических + ИЛИ 1 негрубая 2 пунктуационных 5 8 орфографическая + орфографических орфографических + 3 дисграфических + + Контрольный 1 негрубая ИЛИ 5 8 пунктуационная 1 орфографическая пунктуационных пунктуационных + + + + 1 дисграфическая 4 пунктуационных 4 дисграфических 6 дисграфических + ИЛИ 3 дисграфических 7 орфографических + 7 пунктуационных + 5 дисграфических Словарный 0 1-2 3-6 от 7 Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной. При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные; все исправления считает за ошибку. Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные исправления; все однотипные ошибки считаются как одна. Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта: 1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в переносе слова; ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа. 2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки: в исключениях из правил; в переносе слов; буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта); в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях; при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы); в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.); в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями в роли сказуемого; в написании -ы и –и после приставок; в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского происхождения. К негрубым пунктуационным относятся ошибки: в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности; при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов). При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. Повторяющиеся и однотипные ошибки: Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не выделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну. Оценка сочинений и изложений: Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся: коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка; навыки правописания - орфографические и пунктуационные. Требования к объему сочинений и изложений: Примерный 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс объем текста Подробное изложение 100-130 130-170 170-220 220-300 300-350 (количество слов) Классное сочинение 0,5-1 1-1,5 1,5-2 2-3 3-4 (количество страниц) Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений: Фактические ошибки Логические ошибки нарушение последовательности в высказывании; - отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; В изложении: неточности, искажения текста - неоправданное повторение высказанной в обозначении времени, места событий, ранее мысли; последовательности действий, причинно- - раздробление одной микротемы другой следственных связей. микротемой; В сочинении: искажение имевших место со- - несоразмерность частей; бытий, неточное воспроизведение - высказывания или отсутствие необходимых источников, имен собственных, мест частей; - перестановка частей текста (если событий, дат. она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. Речевые ошибки: К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; не различение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно; пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе). Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский; неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного из малышей); смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов; речевые ошибки в построении текста. Речевые ошибки в построении текста: бедность и однообразие синтаксических конструкций; нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед); стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула); неудачный порядок слов. Грамматические ошибки: Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок: словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические; морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.); синтаксические: а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; б) ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны); нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке); нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн); ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени); местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки); пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол). в) ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами); отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе); г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная). Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое. Нормы оценивания сочинений и изложений: Основные критерии оценки Оценка Содержание и речь Грамотность Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % Допускается: исходного текста. Содержание работы 1 негрубая орфографическая, «5» излагается последовательно. 1 пунктуационная, Текст отличается богатством лексики, 1 грамматическая, точностью употребления слов, разнообразием 1 логопедическая ошибка синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании 1.Содержание работы в основном Допускаются: соответствует теме, имеются незначительные 2 орфографических + отклонения от темы. 3 пунктуационных + 2. Содержание изложения в основном 3 грамматических + достоверно, но имеются единичные 3 логопедических ошибки. фактические неточности, при этом в работе ИЛИ сохранено не менее 70 % исходного текста. 1 орфографическая + «4» Имеются незначительные нарушения 3 пунктуационных + последовательности в изложении мыслей. 3 грамматических + Лексический и грамматический строй речи 3 логопедических ошибки. достаточно разнообразен. ИЛИ Стиль работы отличается единством и 0 орфографических + достаточной выразительностью. 4 пунктуационные + Допускается не более недочетов в содержании 3 грамматических + и не более 3-4 речевых недочетов. 3 логопедических ошибки Имеются существенные отклонения от заявленной темы. Допускаются: Работа достоверна в основном своем 0 орфографических + содержании, но в ней допущены 3-4 5-7 пунктуационных фактические ошибки. (с учетом повторяющихся Объем изложения составляет менее 70 % и негрубых) + исходного текста. 4 логопедических «3» Допущено нарушение последовательности ошибки. изложения. ИЛИ Лексика бедна, употребляемые 6 орфографических + синтаксические конструкции однообразны. 7 пунктуационных + Встречается неправильное употребление слов. 4 грамматических + Стиль работы не отличается ошибки выразительностью. Работа не соответствует заявленной теме. Допускаются: 7 и более грубых Допущено много фактических неточностей; орфографических ошибок объем изложения составляет менее 50 % независимо от количества «2» исходного текста. пунктуационных; Нарушена последовательность изложения 8 и более пунктуационных мыслей во всех частях работы, отсутствует ошибок (с учетом связь между ними. повторяющихся и негрубых) Текст сочинения (изложения) не соответствует независимо от количества заявленному плану. орфографических. Общее Лексика крайне бедна, авторские образные количество орфографических и выражения и обороты речи почти пунктуационных ошибок более 8 отсутствуют. Работа написана короткими при наличии более 7 однотипными предложениями со слабо грамматических выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Примечания. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Критерии (нормы) оценок письменных работ по математике для учащихся с ЗПР Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если: • работа выполнена полностью; • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится в следующих случаях: • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится, если: • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике); • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: • не раскрыто основное содержание учебного материала; • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Русский язык Критерии устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Тип работы Диктант Словарный диктант Дополнитель ное задание к диктанту. Изложения и сочинения 5 1 негрубая орфограф. или 1 негрубая пунктуац. Без ошибок 4 2/2, 1/3, 0/4, 3/0 - однотипн. 3 2 1 4/4, 3/5, 0/7, 7/7, 6/8, 5/9, Более 5/4, 6/2 8/6. однотипн. Более 7 ошибок Верно вы- Не менее 3/4 Не менее Не более Ни одного полнены всё задания половины половины задания задание С - 1 Р - 1,2 1 С - 2 Р - 3,5 С - 4 Р -5 С - 6 Р -7 7/7, более орфограф. 2/2, 1/3, 0/4, 2 4/4, 3/5, 0/7, 6/8, или граммат. 5/4, 5/9, 8/6, не 1 пунктуац., 6/2 од- более 7 или нотип.. Не грамматич. 1 грамматич. более 4 грамматич. Литература Критерии оценивания 1-2 3-5 До 7 ошибок Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 дней и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. Обязательна тетрадь для работ по развитию речи по литературе. В общей сложности, учитывая устные и обучающие уроки развития речи, за год учитель может провести 12-14 уроков, это зависит от уровня овладения учащимися пред-метными компетентностями. Объем письменной работы по литературе (все виды изложений, сочинения- рассуждения, ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, отзыв и др.) уже с пятого класса должен быть чуть более страницы (около 150 слов). При проверке такой письменной работы по литературе учитель ставит две оценки, отмечает не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и ошибки, определяющие оценку за содержание. Учитель уже в пятом классе должен дифференцировать ошибки и мотивировать оценку за содержание, это и будет своего рода подготовка к критериальному подходу в оценке сочинений на ЕГЭ в 11-м классе. Оценка «5» «4» «3» «2» Кол-во ошибок 0 2 3-4 5 При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: • Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. • Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. • Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания изученного произведения. • Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно. • Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом. • Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам. Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий: • прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения. Отметкой «4» оценивается ответ, который: • показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; • умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; • умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; • умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; • хорошее владение монологической литературной речью. • Однако допускается одна-две неточности в ответе. Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий: • в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; • об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - художественного содержания произведения; • о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; • об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Информатика Критерий оценки устного ответа Отметкой«5» оценивается ответ: • самостоятельный • полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком. Отметкой «4»оценивается ответ: • полный и правильный на основании изученных теорий;• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметкой «3» оценивается ответ: полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. Отметкой «2»оценивается ответ: • в котором обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. Отметкой«5»оценивается работа: • работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; • работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. Отметкой «4»оценивается работа: • выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. Отметкой «3»оценивается: • выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. Отметкой «2» оценивается работа: • допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить. История Критерии оценивания Оценка «5» ставится, если: • материал усвоен в полном объеме, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов; • применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Оценка «4» ставится, если: • в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; Оценка «3» ставится, если: • в усвоении материала существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; речь бедная. Оценка «2» ставится, если: • главное содержание не раскрыто. Биология Критерии оценивания устного ответа учащихся. Отметка «5»оценивается: • правильно по заданию учителя проведено наблюдение; • полно раскрыто содержание материала в объеме программы; • четко и правильно даны определения; • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Отметка «4»оценивается: • раскрыто основное содержание материала; • в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения. • ответ почти самостоятельный; Отметка «3»оценивается: • усвоено основное содержание материала; • определения понятий не четкие; • допущены ошибки и неточности в изложении. Отметка «2»оценивается: • не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. • при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Критерии оценивания практических работ: Оценка «5» ставится, если: • Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; • выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений. • Логично описывает ход практических работ, правильно формулирует выводы; • точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. • Проявляет организационнотрудовые умения: поддерживает чистоту рабочего • места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила • техники безопасности при выполнении работ. Оценка «4» ставится, если ученик: • Выполняет практическую работу полностью, но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. • При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; • делает неполные выводы при обобщении. Оценка «3» ставится, если ученик: • Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы. • Допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. • Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Оценка «2» ставится, если ученик: • Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. • Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога. Иностранный язык Критерии оценки письменных развернутых ответов. Оценка «5» ставится, если: Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. Оценка «4» ставится, если: Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок. Оценка «3» ставится, если: Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. Оценка «2» ставится, если: Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексикограмматических ошибок или недостаточного объема текста. Технология Критерии оценивания. Оценки учащимся выставляются обычно в конце урока, с комментариями, с учетом общих методических рекомендаций по предмету и индивидуально - возрастных особенностей. При этом учащиеся сами должны знать заранее условия получения оценок и порядок их выставления. Также необходимо учитывать воспитательную составляющую роль оценки при выставлении отметки в журнал. За теоретическую часть: Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без ошибок с применением профессиональной терминологии по предмету. Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не полностью, но в основном правильно в общем понимании учебного материала, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2»ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о неправильном и поверхностном усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов. За практическую часть: Оценка «5»ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно и в установленный нормативный срок. Оценка «4»ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям, но в пределах допустимых погрешностей предъявляемых к каждому конкретному виду лабораторно-практических работ. Работа выполнена самостоятельно. Оценка «3»ставится ученику, если качество выполненной работы не полностью соответствует технологическим требованиям, и не соблюдены временные характеристики по основным параметрам. Работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2»ставится ученику, если работа не выполнена, или выполнена неправильно. Физическая культура Критерии оценки успеваемости по теоретическим разделам программы: Оценка «5» - выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности. Оценка «4» - ставится за ответ, в котором содержится небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценка «3» - получает за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знание материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы. Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками: Оценка «5» двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко, обучающийся по заданию учителя используют их в нестандартных ситуациях. Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается скованность движений. Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному и напряжённому выполнению. Оценка «2» двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко. Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе: • Оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: • Оцениваются по уровню овладения ими раздела основы знаний, умений осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность и выполнение доступных для них двигательных действий. Итоговая оценка. Выставляется за усвоение темы, раздела за четверть, учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные обучающимися за усвоение всех составляющих успеваемости: Знания • Двигательные умения и навыки • Сдвиги в развитии физических способностей • Умения осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность. География Устный ответ. Оценка ”5” ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; 3. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; 3. Ответ самостоятельный; 4. Наличие неточностей в изложении географического материала; 5. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; 6. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 7. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 8. Понимание основных географических взаимосвязей; 9. Знание карты и умение ей пользоваться; 10. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; 11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Имеются грубые ошибки в использовании карты. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» ставится, если ученик: ■ выполнил работу без ошибок и недочетов; ■ допустил не более одного недочета. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; ■ или не более двух недочетов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: ■ не более двух грубых ошибок; ■ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; ■ или не более двух-трех негрубых ошибок; ■ или одной негрубой ошибки и трех недочетов; ■ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка «2» ставится, если ученик: ■ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; ■ или если правильно выполнил менее половины работы. Критерии выставления оценок за проверочные тесты. 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. ■ Время выполнения работы: 10-15 мин. ■ Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. 2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. ■ Время выполнения работы: 30-40 мин. ■ Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. Отметка «5» Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка «4» Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Критерии оценивания устных и письменных работ по Физике Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ □ Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета. □ Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета, б) или не более двух недочетов. □ Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: а) не более одной грубой ошибки и одного недочета, б) или не более двух-трех негрубых ошибок, в) или одной негрубой ошибки и двух недочетов, г) или при отсутствии ошибок, но при наличии 3-4 недочетов. □ Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа. Оценка устных ответов □ Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся: а) обнаруживает полное понимание физической или химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий; б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических или химических величин, их единиц и способов измерения; в) технически грамотно выполняет опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений; г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по предмету, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов; д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами; е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу; ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками. □ Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся: а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя; б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно). □ Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую или химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе: а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики или химии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических и химических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории, в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. □ Оценка «2» ставится в том случае, если ученик: а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов, в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Оценка лабораторных и практических работ □ Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся: а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; г) правильно выполнил анализ погрешностей; д) соблюдал требования безопасности труда. □ Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но: а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; б) или было допущено два недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. □ Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки: а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью, б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения, в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей, г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. □ Оценка «2» ставится в том случае, если: а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы, б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно, в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Биология Отметка «5» - правильно по заданию учителя проведено наблюдение; - полно раскрыто содержание материала в объеме программы; - четко и правильно даны определения; - ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Отметка «4» - раскрыто основное содержание материала; - в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения. - ответ почти самостоятельный; Отметка «3» - усвоено основное содержание материала; - определения понятий не четкие; - допущены ошибки и неточности в изложении. Отметка «2» - не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. - при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Критерии оценивания лабораторных работ: Оценка «5» ставится, если: 1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений. 2. Логично описывает ход лабораторных работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. 3. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет лабораторную работу полностью, но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. 2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы. 2. Допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. 3. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Оценка «2» ставится, если ученик: Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. 2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога. Критерии оценивания знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные работы. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. 2. Соблюдает правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. 2. Соблюдает правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет не менее половины работы. 2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет менее половины письменной работы. 2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3». Система мониторинга осуществляется через: ■ Пересказ в соответствии с планом. ■ Ответы на вопросы. ■ Использование учебника как справочника. ■ Самостоятельные работы. ■ Контрольные работы. ■ Тестовый материал. ■ Лабораторные работы ■ Наблюдения. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля предварительный, текущий, тематический и итоговый. Изобразительное искусство Нормы и критерии оценок. Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются: Оценка ”5” учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка ”4” учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка ”3” учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка ”2” учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока; История, обществознание Критерии оценивания: - умение составлять план ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов; - умение рассказывать об исторических событиях; - умение объяснять смысл прочитанного и др. - умение пользоваться картой. Виды контроля В учебной практике используют следующие виды контроля знаний и умений школьников: это текущая, промежуточная и итоговая проверки. Текущая проверка присутствует на каждом занятии. Традиционными методами текущей проверки являются: опрос, различные виды пересказа, ответы на вопросы, фронтальная беседа. Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждой четверти. Промежуточный контроль знаний учащихся по истории проводится в форме тестов, зачетов. Итоговая проверка нацелена на выявление уровня умений и знаний учащихся, которого они достигли к концу учебного года. Это могут быть различного вида комплексные тесты обобщающего характера. Система оценивания: «пять» - материал усвоен в полном объеме, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. «четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «три» - в усвоении материала существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; речь бедная. «два» - главное содержание не раскрыто. Химия Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся Оценка устного ответа Отметка «5»: - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; - ответ самостоятельный. Отметка «4»: - ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа. Оценка экспериментальных умений Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: - работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; - эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; - проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4»: - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: - работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; - работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»: - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»: - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении; - отсутствие ответа на задание. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»: - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2»: - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок; - работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Оценка тестовых работ Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов: • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «3»; • три ошибки — оценка «2». Для теста из 30 вопросов: • 25-З0 правильных ответов — оценка «5»; • 19-24 правильных ответов — оценка «4»; • 13-18 правильных ответов — оценка «3»; • меньше 12 правильных ответов — оценка «2». ……………………………………………………………. Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся с ЗПР в 5-6 классе Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по системе оценивания. Оценка устных ответов. Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: - полноту и правильность ответа, -степень осознанности, понимания изученного, - языковое оформление ответа. Отметка «5» ставится, если ученик: - полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; - обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; - излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: - излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; - не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; - излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка диктантов. Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15-20 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: - на правила, которые не включены в школьную программу; - на еще не изученные правила; -в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; - в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: в исключениях из правил; в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; в написании ы и и после приставок; в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); в собственных именах нерусского происхождения; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Диктант оценивается одной отметкой. Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 2 негрубых орфографических или 2 негрубых пунктуационных ошибки. Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 3 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 5 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок или 8 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Отметка «5» ставится, если ученик не выполнил 1 задание. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнена половина заданий. Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Отметка «5» ставится за диктант, в котором допущена 1 ошибка. Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 3 ошибки. Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 4 - 5 ошибок. Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 8 ошибок. Оценка сочинений и изложений. Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: – 50 -60 слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: 0,3- 0,5страницы. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словарного и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам: Отметка «5» ставится, если: содержание работы полностью соответствует теме; допускается 1 фактическая ошибка; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 2 недочета в содержании, 2 -3 речевых недочета, 2 грамматических ошибки. Отметка «4» ставится, если: содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 3 недочетов в содержании, не более 5 речевых недочетов, не более 3 грамматических ошибок. Отметка «3» ставится, если: в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 5 недочетов в содержании, 6 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. Отметка «2» ставится, если: работа не соответствует теме; допущено много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; нарушено стилевое единство текста. в работе допущено более 7 недочетов в содержании, более 8 речевых недочетов и более 8 грамматических ошибок. Оценка тестов 75% -100% - «5» 55% - 74 % - «4» 30% 54% - «3» 0% - 29% - «2»