1.4. Целью текущего контроля и промежуточной аттестации являются: - регламентирование порядка оценки знаний и достижений школьников при освоении АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ходе промежуточной аттестации; - установление единых требований к оценке достижений обучающихся и выставлению отметок (единой «оценочной политики») при промежуточной аттестации; - организация наблюдения за продвижением обучающихся в своем развитии; - определение содержание, порядка, форм и сроков проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с нарушениями интеллекта. 1.5. В Положении использованы следующие определения (понятия), применяемые в педагогической практике: - оценка знаний, навыков и умений представляет собой процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим оценочными требованиям, предъявляемым к ним школьными программами; - отметка - это количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных учащимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах; - выставление отметки - определение балла (количественно выраженной оценки) по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности; - ошибка - это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой школы; - незачет - погрешность, указывающая либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений обучающимся, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. 1.6. Оценку обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости во 2-х -9-х классах школы по всем предметам Программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе. 1.7. Для оценки обучающихся в ходе промежуточной аттестации учителями разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь в процессе обучения. Оценивается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками. 1.8. Настоящее положение обязательно для обучающихся и учителей Школы при оценивании знаний при промежуточной аттестации. 1.9. Все мероприятия по оценке качества образования в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно АООП. 2. Текущий контроль успеваемости 2.1. Текущий контроль успеваемости - это процесс проверки успешности обучения учеников школы, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года на соответствие требованиям АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков. 2.2. Текущий контроль призван выполнять прогностическую (или диагностическую) функцию. Эта функция проверки служит получению опережающей информации в учебном процессе. В результате проверки учитель получает основания для прогнозирования хода изучения нового материала на определенном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала. 2.2. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах школы, а также среди учеников, обучающихся на дому. 2.3. Целями текущего контроля успеваемости являются: - определение уровня и оценка степени освоения обучающимися пройденных на период проверки тем и разделов учебных программ; - обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных учащихся доступного им объема программного материала, принятие своевременных мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспеваемости учеников; - обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение элементов коррекции в индивидуальные планы. 2.4. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения, обязательные формы и их количество), с учетом особенностей психофизического развития и возможностей умственно отсталых детей, рекомендаций ПМПК и ПМПк, здоровьесберегающих технологий, определяется учителем, ведущим учебный предмет, при планировании на учебный год и отражается в рабочем варианте его программы (календарно-тематическом плане). 2.5. После проверки рабочих программ руководителями методических объединений (методического совета) они представляются на утверждение заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. 2.6. Формами текущего контроля успеваемости могут быть оценка устных ответов обучающихся, самостоятельной, практической и контрольной работ. 2.7. В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами школы разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь воспитанники в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки. Уровень, который смогли достичь воспитанники в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки. 3. Промежуточная аттестация 3.1. Промежуточная аттестация обучающихся - процедура установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания учащихся школы, по завершении определенного временного промежутка (триместр, полугодие, год), требованиям действующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), степени и полноты освоения учебных программ умственно отсталыми детьми, в доступном для них объеме знаний по годам обучения. 3.2. Цели промежуточной аттестации: - определение соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков, требованиям Программ; - оценка качества освоения программ по завершении отдельных этапов обучения; - диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам (ЗУН) Программы; - обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс; - допуск обучающегося к экзамену по технологии выпускников, освоивших АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3.3. Задачи промежуточной аттестации: - установление фактического уровня приобретенных знаний, умений и навыков по предметам обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений; - соотнесение полученных результатов с уровнем требований действующих Программ, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, имеющих различный уровень развития и реабилитационный потенциал; - контроль выполнения учебных программ и календарно-тематических планов изучения отдельных предметов; - формирование мотивации, самооценки и помощи в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося; - повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений школьника. 3.4. Промежуточная аттестация проводится во 2-х - 9-х классах школы в конце каждого триместра и учебного года учителями в сроки, установленные календарно тематическим планированием. Результат продвижения в развитии обучающихся 1 -х классов определяется на основе анализа (один раз в триместр) их продуктивной деятельности. 3.5. Для проведения промежуточной аттестации, на каждый триместр и полугодие, составляется график, утверждаемый з а м е с т и т е л е м директора, который является открытым для всех участников образовательного процесса - педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей). 3.6. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс или для допуска к экзамену по т е х н о л о г и и выпускников, успешно освоивших АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3.7. В первом классе школы промежуточная аттестация не проводится, т.к. в этом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года оценки учащимся не выставляются. Допускается словесная качественная оценка. 4. Итоговая аттестация (экзамен). 4.1. Порядок проведения итоговой аттестации в любых формах, определяются локальным актом образовательного учреждения. 4.2. Обучение по АООП завершается аттестацией (экзаменом) по технологии. На основании медицинской справки освобождаются от аттестации (экзамена) учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся на дому, и учащиеся по состоянию здоровью. 4.3. Организация итоговой аттестации в 9 классе по технологии зависит от особенностей психофизического развития учащегося, рекомендаций врача и может проводится в форме: - экзамена, включающего в себя выполнение практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам; - собеседования членов комиссии с учеником на основе выполненной практической работы. 5. Оценка детей с легкой степенью умственной отсталости по предметам обучения при промежуточной аттестации 5.1. Чтение (Литературное чтение) 5.1.1. Отметки за учебный предмет "Чтение (Литературное чтение)" учащимся школы в ходе промежуточной аттестации выставляются за технику чтения, согласно критериям. Критерии оценивания учебного предмета «Чтение и развитие речи» (2-4 классы) Ставится ученику 2 класса: Отметка «5» выставляется, если ученик: - читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; - соблюдает синтаксические паузы; - отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; - пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. Отметка «4» выставляется, если учащийся: - читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; - допускает одну- две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; - допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Отметка «3» выставляется, если учащийся: - затрудняется в чтении по слогам трудных слов; - допускает три- четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Отметка «2» выставляется, если учащийся: - затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; - допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - в ответах на вопросы и пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя. Ставится ученику 3-4 класса: Отметка «5» выставляется учащемуся, если он: - читает целыми словами правильно, с одной- двумя самостоятельно исправленными ошибками; - читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе логических ударений; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Отметка «4» выставляется учащемуся, если он: - читает целыми словами, некоторые трудные слова- по слогам; - допускает одну- две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе логических ударений; - допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; - допускает при чтении наизусть одну- две самостоятельно исправленные ошибки. Читает наизусть недостаточно выразительно. Отметка «3» выставляется учащемуся, если он: - читает, в основном, целыми словами, трудные слова- по слогам, допускает три четыре ошибки при чтении, соблюдение синтаксических и смысловых пауз, в IV классе логических ударений; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Отметка «2» выставляется учащемуся, если он: - читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; - допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл; - не использует помощь учителя; - не знает большей части текста, который должен читать наизусть. V-IX классы Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; - выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах легкие тексты (самостоятельно); - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; - допускает 1 -2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть 1 -2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает 3 -4 ошибки при чтении; - 1 -2 ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; - 3 -4 ошибки - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведении я, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» ставится ученику, если он: - читает по слогам; - допускает более 5 ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; - не делит текст на части; - не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; - не использует помощь учителя; - не знает наизусть части текста. Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на полугодие и конец года. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. Клас с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 уровень без нарушения произношения слов/мин 8-10 15-20 25-30 35-40 45-60 60-65 70-80 80-90 90-100 2 уровень незначительные речевые нарушения, слов/мин 5 10-15 15-25 30-35 40-50 55-60 60-70 70-80 80-90 3 уровень выраженные нарушения речи, отсутствие речи, слов/мин Проводится с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей обучающегося, отслеживается динамика относительно самого ребёнка (учитываются буквы, слоги, отдельные слова) 5.2. Русский язык. 5.2.1. Знания и умения учащихся легкой и средней степени умственной отсталости по русскому языку оцениваются на основе устных ответов и письменных работ. 5.2.2. Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков школьников, осваивающих АООП. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. 5.2.3. К контрольным письменным работам относят контрольное списывание, контрольный диктант и грамматический разбор. Основными видами контрольных работ во 2-4 классах являются списывание и диктанты. 5.2.4. Примерный объем текстов контрольных работ: - 1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года), - 2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов, - 3 класс - 20-25 слов, - 4 класс - 30-35 слов, - 5 класс - 45-50 лов, - 6-7 класс 65-70 слов, - 8-9 класс - 5-80 слов. 5.2.5. При оценке устных ответов, письменных работ и грамматического разбора следует руководствоваться критериями. Критерии для оценивания предмета «Русский язык» 2-9 классы Отметка «5» за устный ответ, если ученик: - обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; - допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» за устный ответ, если ученик: - даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; - делает некоторые ошибки в речи; - при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Отметка «3» за устный ответ, если ученик: - обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; - допускает ряд ошибок в речи; - затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами и делает это с помощью учителя; - нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» за устный ответ, если ученик: - обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; - допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; - в работе с текстом делает грубые ошибки; - не использует помощь учителя. Отметки за письменные работы: 2-9 классы Отметка «5»: Ставится за работу без ошибок. Отметка «4»: Ставится за работу с одной - тремя ошибками. Отметка «3»: Ставится за работу с четырьмя- пятью ошибками. Отметка «2»: Ставится за работу, в которой допущено шесть- восемь ошибок. Грамматический разбор: Отметка «5»: Ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора. Работу выполняет без ошибок или допускает исправления. Отметка «4»: Ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки. Отметка «3»: Ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний. Допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Отметка «2»: Ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. 5.3. Математика (Математика и информатика). 5.3.1. Текущий контроль успеваемости (знаний и умений) обучающихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального устного опроса, текущих письменных работ. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется, как правило, путем выполнения контрольных письменных работ. 5.3.2. По своему содержанию письменные контрольные работы при промежуточной аттестации могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала. 5.3.3. Объем контрольных работ должен быть таким, чтобы на их выполнение учащимся требовалось не более: во 2-3 классах 25 - 40 мин, в 4 - 9 классах 35 - 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить. 5.3.4. Промежуточная оценка знаний и умений учащихся. Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. Оценка устных ответов. Оценка «5» ставится ученику, если он: а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг друга на плоскости в пространстве; д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5» , но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Оценка «3» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся. 5.3.3. Письменная проверка знаний и умений учащихся. Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала. В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1 -3 простые задачи, или 1 -3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляет случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). 5.3.4. При оценке комбинированных работ: Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий. Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решать и выполнено менее половины других заданий. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1 -2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые. Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д., задач на измерение и построение и др.): Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1 -2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно. Оценка «3» ставится, если не решена одна из 2-3 данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами. Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур. 5.3.5. Итоговая оценка знаний и умений учащихся. 1. За учебный триместр (кроме I триместра I класса) и за год знания и умения учащихся оцениваются баллом. 2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями. 3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. 5.4. Предметы образовательных областей "Человек и общество" и "Естествознание" (история Отечества, Мир истории, обществоведение, география, биология, природоведение). 5.4.1. Промежуточная аттестация обучающихся по учебным предметам образовательных областей "Обществознание" и "Естествознание" осуществляется в форме устного опроса, выполнения тестовых заданий. 5.4.2. Организуя устный опрос / тестирование, учитель, в соответствии с уровнем учебных возможностей ученика, формулирует вопросы из пройденного материала в течение триместра, полугодии или учебного года таким образом, чтобы они были правильно поняты при прочтении или объявлении устно. 5.4.3. Критерии для оценивания устных (тестовых) ответов по предметам биология, география, история, естествознанию. Оценка устных ответов. Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала. Оценка «4» выставляется ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» выставляется ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. Оценка «2» выставляется ученику, если он обнаруживает незнание большей, или наиболее существенной, части изученного материала. Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл. Не всегда в состоянии понять и ответить на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не использует помощь учителя. 5.5. Технология. 5.5.1. Обучение труду в младшей школе (1-4 классы) осуществляют учителя начальных классов. При промежуточной аттестации оценивается умение учащихся выполнять практические работы - поделки из предложенного материала. 5.5.2. На одном из последних занятий учебного триместра проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности, готовит необходимый поделочный материал и инструменты, знакомит обучающихся с заданиями, учитывающими индивидуальные возможности каждого. 5.5.3. Результат продвижения в развитии определяется продуктивностью деятельности учеников (умением изготовлять различные поделки) и уровнем развития речи (умением дать словесный отчет о проделанной работе и анализ своего изделия по вопросам учителя). 5.5.4. При проведении промежуточной аттестации (за триместр и учебный год) учащиеся выполняют практические контрольные работы, согласно программным требованиям и профилю обучения. 5.5.5. Учитель самостоятельно определяет контрольные работы для воспитанников, с учетом отработанного материала программы, возможностей конкретного ученика и материальнотехнического обеспечения мастерской, готовит необходимый материал и инструмент для промежуточной аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся у педагога. 5.5.6. Оценка ученику при промежуточной аттестации в 5-9 классах выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и практическую работу. 5.5.7. Критерии оценивания по технологии в начальной школе. 2 класс Оценка «5» выставляется ученику, если он умеет изготовлять поделки из предложенного учителем материала. Синхронно работает обеими руками. По вопросам учителя рассказывает о выполненной работе. Оценка «4» выставляется ученику, если он умеет изготовлять поделки из предложенного материала по шаблону с помощью учителя. Приступает к работе без предварительного обдумывания порядка ее выполнения, затрудняется в ответах на отдельные вопросы учителя о последовательности изготовления поделки. Оценка «3» выставляется ученику, если он затрудняется изготовлять поделки из предложенного материала по шаблону и с натуры без помощи учителя. Недопонимает смысл задания, вопросы и пояснения учителя. Под контролем учителя и с его помощью выполняет задание. Объясняет сбивчиво порядок работы. Оценка «2» выставляется ученику, если он не умеет изготовлять простейшие поделки из материалов по программе. Не понимает суть предложенного задания. Отсутствуют связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. 3 класс. Оценка «5 » выставляется ученику, если он самостоятельно ориентируется в задании. По вопросам учителя может составить план работы. Подбирает материалы и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполняет изделия с помощью учителя и самостоятельно. Может дать пояснения о поделке с помощью вопросов учителя. Сравнивает образец поделки с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Оценка «4» выставляется ученику, если он может составлять план работы и подбирать необходимый инструмент и материалы для поделки по вопросам учителя. С помощью учителя изготовляет поделку. Допускает отдельные неточности в терминологии, неправильные обороты речи. Оценка «3» выставляется ученику, если он затрудняется в составлении плана работы, подборе инструмента и материалов, недопонимает последовательность выполнения поделки. С трудом, с помощью учителя, может изготовить поделку. Многие термины отсутствуют в речи при анализе изделия. Оценка «2» выставляется ученику, если он не умеет составлять план работы, подобрать правильно инструмент и материал для изготовления изделия. Отсутствуют связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. 4 класс Оценка «5» выставляется ученику, если он ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов. Оценка «4» выставляется ученику, если он в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы. Оценка «3» выставляется ученику, если он выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечетко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их. Оценка «2» выставляется ученику, если он не ориентируется в заданиях, не понимает их. Не может организовать работу на своем месте, самостоятельно и с даже помощью учителя изготовлять порученные изделия. Речь несвязная. 5-9 классы Оценка «5»: Теоретические сведения: дает словесный отчет о выполненной работе. С помощью наводящих вопросов учителя может рассказать о последовательности операции изготовления, применявшихся инструментах. Практическая работа: практическая работа выполнена самостоятельно. Выдержаны все параметры изделия. Соблюдена последовательность выполнения операций. Оценка «4»: Теоретические сведения: затрудняется в ответах по заданным вопросам. Нечетко формулирует содержание отдельных операций по технологии изготовленной работы. Практическая работа: практическая работа выполнена самостоятельно с небольшой помощью учителя. Выдержаны основные параметры изделия. Соблюдена последовательность выполнения операций. Оценка «3»: Теоретические сведения: не всегда правильно понимает и дает правильный ответ на поставленный вопрос. Не в полном объеме понимает порядок выполнения предложенного задания. Практическая работа: практическая работа выполнена с помощью учителя. Выдержаны в основном все заданные параметры изделия. Не во всем соблюдать последовательность выполнения операций. Требует постоянного контроля со стороны учителя. Оценка «2»: Теоретические сведения: слабо владеет речью, не способен сформулировать ответ на поставленный вопрос по порядку выполнения контрольной работы. Практическая работа: практическая работа не выполнена даже с помощью учителя. Не выдержаны основные параметры изделия. Не соблюдалась последовательность выполнения операций. Нарушена координация движений. Примечание: Превалирующее значение имеет оценка за практическую работу: - оценка «5» выставляется в случае, если на «5» выполнена обучающимся практическая работа, на «5» или «4» оценен устный ответ входе собеседования по теме; - оценка «4» выставляется, если на «4» выполнена практическая работа, на «5» или «4» оценен устный ответ или если на «5» выполнена практическая работа на «3» оценен устный ответ; - оценка «3» выставляется, если на «3» выполнена практическая работа, на «4» или «3» оценен устный ответ или, если на «4» выполнена практическая работа. 5.6. Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 5.6.1.При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно рекомендациям врача: уровень физического развития, двигательные возможности и последствия заболеваний учащихся (структура дефекта). 5.6.2. Успеваемость оценивается по пятибалльной системе. 5.6.3. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение: - как ученик овладел основами двигательных навыков; - как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата; - как понимает и объясняет разучиваемое упражнение; - как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения; - как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию; - как относится к урокам; - каков его внешний вид; - соблюдает ли дисциплину. Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом учащимся. Критерии для оценивания физической культуры Оценка «5» выставляется, если при выполнении упражнения допущены мелкие ошибки. Оценка «4» выставляется, если при выполнении упражнения допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Оценка «3» выставляется, если допущены 2 значительные ошибки и несколько грубых. При повторных выполнениях упражнений ученик может улучшить результат. Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок. Примечания: 1. Мелкие ошибки - ошибки, не влияющие на качество и результат выполнения упражнения: - неточность отталкивания; - нарушение ритма; - неправильное исходное положение. 2. Значительные ошибки - ошибки, не вызывающие особого искажения структуры движений, но влияющие на качество выполнения упражнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного: - старт не из требуемого положения; - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; - бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; несинхронность выполнения упражнения. 3. Грубые ошибки - ошибки, искажающие технику движения, влияющие ни качество и результат выполнения упражнения. 5.7. Основы социальной жизни 5.7.1. Промежуточная аттестация учащихся по основам социальной жизни за триместр, полугодие, учебный год проводится путем тестового контроля с помощью тестовых карт, разрабатываемых учителем. 5.7.2. Тестовые задания в картах должны у ч и т ы в а т ь индивидуальные особенности познавательной деятельности и восприимчивости к усвоению знаний в процессе учебного процесса. При затруднениях ученика в чтении и понимании смысла прочитанного текста в карте, учитель сам читает задание, а ученик выбирает правильный ответ и называет его. 5.7.3. Оценка за предмет выставляется в зависимости от числа правильных ответов, предложенных педагогом в тестовой карте, процентном отношении: «отлично», если выполнено от 90 до 100% заданий; «хорошо», если выполнено от 60 до 90% заданий; «удовлетворительно», если выполнено от 40 до 60% заданий. 6. Оценка учеников с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому. 6.1. Оценка обучающихся на дому, при промежуточной аттестации осуществляется согласно Положению об организации индивидуального обучения больных детей на дому. 6.2. Оценку по основным предметам проводит учитель, осуществляющий обучение на дому. Для проверки качества усвоения индивидуального плана, составленного в соответствии с Программами учебного плана для общеобразовательных учреждений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому, по итогам учебного триместра и года учителями проводятся контрольные работы в форме промежуточной аттестации. 7.3. Результаты знаний детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому, заносятся в журнал индивидуального обучения учащегося, оценки ученика за триместр, полугодие, год, а также данные о переводе из класса в класс и окончании школы выставляются учителем надомного обучения в журнал соответствующего класса. 7. Права обучающихся 7.1. В случае несогласия учащихся и их родителей (законных представителей) с выставленной по предмету отметкой за триместр, полугодие или год она может быть пересмотрена. 7.2. Для пересмотра оценки на основании письменного заявления родителей приказом по Школе создается комиссия из трех человек, которая в форме собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. 7.3. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося.