1.3. Под рабочей программой понимается нормативно – управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему/модель образовательной деятельности педагога и учащихся по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего и основного общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в условиях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФК ГОС). 1.4. Рабочая программа является составной частью ООП, образовательной программы и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию её содержания через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование. 1.5. Рабочая программа в МБОУ «Школа № 1» в обязательном порядке: 1.5.1. Разрабатывается на учебный год или уровень образования: • по предметам обязательной части учебного плана; • учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения; • по курсам внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности, учебным планом основного общего и среднего общего образования; • дополнительным образовательным программам внутришкольной системы дополнительного образования. 1.5.2. Реализуется в течение учебного года в полном объеме, согласно расписанию. 1.6. Рабочая программа разрабатывается на основе: основной образовательной программы начального, основного, среднего общего образования; примерной программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской программы, прошедшей экспертизу и апробацию); федерального перечня учебников. 1.7. Рабочая программа должна быть разработана и утверждена в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Муниципального образования город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 1» не позднее 1 сентября нового учебного года. 1.8. Рабочая программа является объектом/направлением внутришкольного контроля в соответствии с планом работы образовательной организации, в исключительных случаях – других видов контроля (например, оперативного, внешнего). 1.9. Положение о рабочей программе разрабатывается и утверждается педагогическим советом в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2 – 3 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 1.10. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и /или дополнения. 2. Цели, задачи и функции рабочей программы 2.1. Главной целью рабочей программы является реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы, адаптированной образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности начального и основного общего образования, часами дополнительного образования. 2.2. Основными задачами рабочей программы являются: определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей (специфики, традиций, уровня реализации программ и т. п.) образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся; 2 обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования, при имеющейся возможности – обеспечение «сквозной» преемственности; отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных условий образовательной организации, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся; 2.3. Основными функциями рабочей программы являются: Нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в полном объеме); Целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательный процесс); Содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися и/или ознакомлению, а также степень их трудности); Процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения); Оценочная (выявляет уровни достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС НОО и ОО; выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся в условиях реализации ФК ГОС). 3. Структура и содержание рабочей программы 3.1. Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательной деятельности в МБОУ «Школа № 1», и определяется образовательной организацией самостоятельно по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программам курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования. 3.2. Рабочая программа по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения (индивидуально-групповых занятий, проектной и исследовательской деятельности) содержит обязательные разделы (компоненты): Титульный лист 1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, представлена информация о нормативных документах, на основании и в соответствии с которыми составлена рабочая программа, о комплекте используемых учебников, кратко описаны специфика изучения предмета для детей с ОВЗ и система оценивания. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета \на уровень образования и\или по годам обучения\. 3. Содержание учебного предмета, курса. 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы на каждый класс 3.3. Приложение к Рабочей программе -календарно – тематическое планирование по предмету является рабочим инструментом педагога и оформляется в соответствии с шаблоном из электронного журнала. Может быть представлено только в электронной форме. 3.4. Приложением к рабочей программе являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, модулю, входящим в учебный план в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, ФК ГОС. Комплекты контрольно-оценочных средств \основная форма стандартизированная контрольная работа\ по каждой учебной дисциплине, модулю должны включать контрольно-оценочные материалы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. 3 3.5. Комплекты контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине могут быть представлены в печатном и \или электронном виде. 3.6. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (в том числе программы дополнительного образования) должны содержать: Титульный лист 1. Пояснительную записку 2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 3) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 4) календарно-тематическое планирование \может быть представлено в электронной форме\. 3.7. Содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программ курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования должно: 3.7.1. Обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования / образовательной программы образовательной организации. 3.7.2. Соответствовать: направленности (профилю) образования образовательной организации; требованиям ФГОС НОО и ООО, ФГОС ОВЗ; требованиям ФК ГОС; содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования, образовательной программы; специфике и традициям образовательной организации; запросам участников образовательных отношений. 3.8. Содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана может: полностью соответствовать / дублировать содержание примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и/или авторской программы образовательной системы (например, «Школы России»); иметь несущественные изменения, связанные с учетом особенностей предмета, учащихся конкретного класса, заключающихся в новом порядке изучаемого материала; перераспределения/изменения количества часов, изменения содержания; быть модифицировано через внесение изменений не более 25 % в примерную программу или авторскую программу. 3.9. Основаниями для разработки модифицированной рабочей программы могут быть: особенности изучения предмета в соответствии с особенностями образовательной организации; углубленное изучение предмета; профилизация образовательного процесса; изучение предмета как поддерживающего основной профиль; наличие классов компенсирующего обучения; наличие классов специального (коррекционного) образования; запросы участников образовательных отношений по результатам диагностики; организация и ведение опытно- экспериментальной и инновационной деятельности. 3.10. Содержание программ курсов внеурочной деятельности: 3.10.1. Должно соответствовать идеологии выбранного направления, а так же целям и задачам внеурочной деятельности соответствующего уровня образования: начального общего образования основного общего образования среднего общего образования 3.10.2. Может полностью соответствовать: 4 содержанию авторской линии учебно-методического комплекса; примерным программам по внеурочной деятельности, публикуемым издательствами; может быть самостоятельно разработано педагогом. 3.11. Содержание программ дополнительного образования внутришкольной системы дополнительного образования должно соответствовать: примерным программам по внеурочной деятельности, публикуемым издательством(ами); может быть самостоятельно разработано педагогом. 3.12. Содержание программ дополнительного образования внутришкольной системы дополнительного образования должно соответствовать потребностям участников образовательных отношений. 4. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и /или дополнений в рабочую программу 4.1. Порядок разработки рабочей программы в МБОУ «Школа № 1» включает следующее: 4.1.1 Рабочая учебная программа составляется учителем начальных классов, учителем – предметником или педагогом дополнительного образования сроком на один учебный год или уровень образования. 4.1.2. Педагог индивидуально или в содружестве с коллегами по школьному методическому объединению разрабатывает рабочую программу согласно настоящему Положению. 4.2. Рабочая программа утверждается ежегодно в срок до 1 сентября нового учебного года. 4.3. Порядок утверждения рабочей программы в МБОУ «Школа № 1» предполагает следующие этапы: 1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей и\или методического совета на предмет ее соответствия требованиям соответствующему ФГОС \ФК ГОС\. Решение методического объединения учителей «рекомендовать рабочую программу к утверждению» отражается в протоколе заседания, а на первой странице рабочей программы ставится гриф: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей \Методсовета\ от ________ №__, подпись руководителя МО \МС\ школы, расшифровка подписи. 2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе \воспитательной\ на предмет соответствия программы учебному плану школы и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На первой странице рабочей программы ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата. 3. Заместитель руководителя, курирующий методическую работу, готовит информационно-аналитическую справку и представляет ее руководителю образовательной организации, решение которого закрепляется приказом. На первой странице рабочей программы ставится гриф: УТВЕРЖДЕНО. Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата. 4.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям настоящего Положения руководитель школы или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия, выносит резолюцию о необходимости доработки программы с указанием конкретного срока исполнения. 4.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией школы \педагогом в конце четверти\триместра предоставляется информационная справка о вносимых изменениях, которая визируется заместителем директора, курирующим данное направление\. 4.6. Основанием для внесения изменений/дополнений может быть: невыполнение программного материала; непредвиденные пропуски уроков, вызванных болезнью педагога или по иным причинам. 4.7. Педагог, принятый на работу в МБОУ «Школа № 1», обязан продолжить обучение учащихся по рабочей программе, утвержденной на соответствующий учебный год. 5 5. Оформление, размещение и хранение рабочей программы 5.1. Рабочая программа оформляется в 2 экземплярах: один экземпляр сдается заместителю руководителя школы, курирующему направление, второй остается у педагога. Материалы, указанные в пунктах 3.3., 3.4., могут быть представлены только в электронном виде. 5.2. Технические требования к оформлению рабочей программы: текст набирается в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер шрифта составляет12-14 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст; титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же как и листы приложения. На титульном листе указывается: - гриф «рассмотрено», «согласовано», «утверждено»; - название рабочей программы (предмет, курс и т.п.); - адресность: класс и уровень образования; - сведения об авторе (Ф. И.О., должность, КК); - год составления рабочей программы; 5.3. Рабочая программа является обязательной частью учебно-методической документации образовательной программы и хранится у педагога и заместителя руководителя в течение учебного года, а также выставляется на сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6. Делопроизводство 6.1. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию школы и представляются органам управления образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности. 6.2. Администрация школы осуществляет контроль за реализацией Рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале \электронном\ содержанию Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, триместра, года) в соответствии с планом внутришкольного контроля. 6.3. Образовательная организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. 6.3. Итоги проверки Рабочих программ подводятся на административном совещании. 6