Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

1.3. Под рабочей программой понимается нормативно – управленческий документ
образовательной
организации,
характеризующий
систему/модель
образовательной
деятельности педагога и учащихся по достижению планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего и основного общего
образования и требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в условиях
реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее –
ФК ГОС).
1.4. Рабочая программа является составной частью ООП, образовательной программы и
призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе
учителя по раскрытию её содержания через урочную и внеурочную деятельность,
дополнительное образование.







1.5. Рабочая программа в МБОУ «Школа № 1» в обязательном порядке:
1.5.1. Разрабатывается на учебный год или уровень образования:
• по предметам обязательной части учебного плана;
• учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного
учреждения;
• по курсам внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности,
учебным планом основного общего и среднего общего образования;
• дополнительным образовательным программам внутришкольной системы дополнительного
образования.
1.5.2. Реализуется в течение учебного года в полном объеме, согласно расписанию.
1.6. Рабочая программа разрабатывается на основе:
основной образовательной программы начального, основного, среднего общего
образования;
примерной программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки
РФ (авторской программы, прошедшей экспертизу и апробацию);
федерального перечня учебников.
1.7. Рабочая программа должна быть разработана и утверждена в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении Муниципального образования город Ирбит «Средняя
общеобразовательная школа № 1» не позднее 1 сентября нового учебного года.
1.8. Рабочая программа является объектом/направлением внутришкольного контроля в
соответствии с планом работы образовательной организации, в исключительных случаях –
других видов контроля (например, оперативного, внешнего).
1.9. Положение о рабочей программе разрабатывается и утверждается педагогическим советом
в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2 – 3 ст. 30 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации».
1.10. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и /или
дополнения.
2. Цели, задачи и функции рабочей программы
2.1. Главной целью рабочей программы является реализация содержания ООП
соответствующего уровня образования, образовательной программы, адаптированной
образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в
соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной
деятельности начального и основного
общего образования, часами дополнительного
образования.
2.2. Основными задачами рабочей программы являются:
определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) с учетом целей, задач и особенностей (специфики, традиций, уровня реализации
программ и т. п.) образовательной деятельности образовательной организации и контингента
учащихся;
2










обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования,
при имеющейся возможности – обеспечение «сквозной» преемственности;
отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных условий
образовательной организации, образовательных потребностей и особенностей развития
учащихся;
2.3. Основными функциями рабочей программы являются:
Нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в полном
объеме);
Целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в
образовательный процесс);
Содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися
и/или ознакомлению, а также степень их трудности);
Процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения);
Оценочная (выявляет уровни достижения предметных и метапредметных результатов освоения
ООП соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС НОО и ОО;
выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня
обученности учащихся в условиях реализации ФК ГОС).
3. Структура и содержание рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета,
дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации
образовательной деятельности в МБОУ «Школа № 1», и определяется образовательной
организацией самостоятельно по предметам обязательной части учебного плана, по учебным
предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного
учреждения; программам курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования.
3.2. Рабочая программа по предметам обязательной части учебного плана, по учебным
предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного
учреждения (индивидуально-групповых занятий, проектной и исследовательской деятельности)
содержит обязательные разделы (компоненты):
Титульный лист
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня
общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, представлена информация о
нормативных документах, на основании и в соответствии с которыми составлена рабочая
программа, о комплекте используемых учебников, кратко описаны специфика изучения
предмета для детей с ОВЗ и система оценивания.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета \на уровень образования и\или по
годам обучения\.
3. Содержание учебного предмета, курса.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой
темы на каждый класс
3.3. Приложение к Рабочей программе -календарно – тематическое планирование по предмету
является рабочим инструментом педагога и оформляется в соответствии с шаблоном из
электронного журнала. Может быть представлено только в электронной форме.
3.4. Приложением к рабочей программе являются комплекты контрольно-оценочных средств,
разработанные по каждой учебной дисциплине, модулю, входящим в учебный план в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего
образования, ФК ГОС. Комплекты контрольно-оценочных средств \основная форма стандартизированная контрольная работа\ по каждой учебной дисциплине, модулю должны
включать контрольно-оценочные материалы, позволяющие оценить знания, умения и уровень
приобретенных компетенций.
3

3.5. Комплекты контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине могут быть
представлены в печатном и \или электронном виде.















3.6. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (в том числе программы
дополнительного образования) должны содержать:
Титульный лист
1. Пояснительную записку
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
3) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных
занятий, основных видов учебной деятельности;
4) календарно-тематическое планирование \может быть представлено в электронной форме\.
3.7. Содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана, по
учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками
образовательного процесса, и/или национально-регионального компонента и компонента
образовательного учреждения; программ курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования должно:
3.7.1. Обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования /
образовательной программы образовательной организации.
3.7.2. Соответствовать:
направленности (профилю) образования образовательной организации;
требованиям ФГОС НОО и ООО, ФГОС ОВЗ;
требованиям ФК ГОС;
содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования,
образовательной программы;
специфике и традициям образовательной организации;
запросам участников образовательных отношений.
3.8. Содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана может:
полностью соответствовать / дублировать содержание примерной программы учебного
предмета, рекомендованной Минобрнауки
России, и/или авторской программы
образовательной системы (например, «Школы России»);
иметь несущественные изменения, связанные с учетом особенностей предмета, учащихся
конкретного класса, заключающихся в новом порядке изучаемого материала;
перераспределения/изменения количества часов, изменения содержания;
быть модифицировано через внесение изменений не более 25 % в примерную программу или
авторскую программу.
3.9. Основаниями для разработки модифицированной рабочей программы могут быть:
 особенности изучения предмета в соответствии с особенностями образовательной
организации;
 углубленное изучение предмета;
 профилизация образовательного процесса;
 изучение предмета как поддерживающего основной профиль;
 наличие классов компенсирующего обучения;
 наличие классов специального (коррекционного) образования;
 запросы участников образовательных отношений по результатам диагностики;
 организация и ведение опытно- экспериментальной и инновационной деятельности.
3.10. Содержание программ курсов внеурочной деятельности:
3.10.1. Должно соответствовать идеологии выбранного направления, а так же целям и задачам
внеурочной деятельности соответствующего уровня образования:
начального общего образования
основного общего образования
среднего общего образования
3.10.2. Может полностью соответствовать:
4










содержанию авторской линии учебно-методического комплекса;
примерным программам по внеурочной деятельности, публикуемым издательствами;
может быть самостоятельно разработано педагогом.
3.11. Содержание программ дополнительного образования внутришкольной системы
дополнительного образования должно соответствовать:
примерным программам по внеурочной деятельности, публикуемым издательством(ами);
может быть самостоятельно разработано педагогом.
3.12. Содержание программ дополнительного образования внутришкольной системы
дополнительного
образования
должно
соответствовать
потребностям
участников
образовательных отношений.
4. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и /или дополнений в рабочую
программу
4.1. Порядок разработки рабочей программы в МБОУ «Школа № 1» включает следующее:
4.1.1 Рабочая учебная программа составляется учителем начальных классов, учителем –
предметником или педагогом дополнительного образования сроком на один учебный год или
уровень образования.
4.1.2. Педагог индивидуально или в содружестве с коллегами по школьному методическому
объединению разрабатывает рабочую программу согласно настоящему Положению.
4.2. Рабочая программа утверждается ежегодно в срок до 1 сентября нового учебного года.
4.3. Порядок утверждения рабочей программы в МБОУ «Школа № 1» предполагает следующие
этапы:
1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения
учителей и\или методического совета на предмет ее соответствия требованиям
соответствующему ФГОС \ФК ГОС\. Решение методического объединения учителей
«рекомендовать рабочую программу к утверждению» отражается в протоколе заседания, а на
первой странице рабочей программы ставится гриф: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания
методического объединения учителей \Методсовета\ от ________ №__, подпись руководителя
МО \МС\ школы, расшифровка подписи.
2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе \воспитательной\ на предмет соответствия программы учебному плану
школы и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также
проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника,
предполагаемого для использования. На первой странице рабочей программы ставится гриф
согласования: СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка
подписи. Дата.
3. Заместитель руководителя, курирующий методическую работу,
готовит
информационно-аналитическую справку и представляет ее руководителю образовательной
организации,
решение которого закрепляется приказом. На первой странице рабочей
программы ставится гриф: УТВЕРЖДЕНО. Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
4.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям настоящего
Положения руководитель школы или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия,
выносит резолюцию о необходимости доработки программы с указанием конкретного срока
исполнения.
4.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного
года, должны быть согласованы с администрацией школы \педагогом в конце
четверти\триместра предоставляется информационная справка о вносимых изменениях,
которая визируется заместителем директора, курирующим данное направление\.
4.6. Основанием для внесения изменений/дополнений может быть:
невыполнение программного материала;
непредвиденные пропуски уроков, вызванных болезнью педагога или по иным причинам.
4.7. Педагог, принятый на работу в МБОУ «Школа № 1», обязан продолжить обучение
учащихся по рабочей программе, утвержденной на соответствующий учебный год.
5





5. Оформление, размещение и хранение рабочей программы
5.1. Рабочая программа оформляется в 2 экземплярах: один экземпляр сдается заместителю
руководителя школы, курирующему направление, второй остается у педагога. Материалы,
указанные в пунктах 3.3., 3.4., могут быть представлены только в электронном виде.
5.2. Технические требования к оформлению рабочей программы:
текст набирается в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер шрифта
составляет12-14 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся,
выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и
абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы
вставляются непосредственно в текст;
титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же как и листы приложения. На
титульном листе указывается:
- гриф «рассмотрено», «согласовано», «утверждено»;
- название рабочей программы (предмет, курс и т.п.);
- адресность: класс и уровень образования;
- сведения об авторе (Ф. И.О., должность, КК);
- год составления рабочей программы;
5.3. Рабочая программа является обязательной частью учебно-методической документации
образовательной программы и хранится у педагога и заместителя руководителя в течение
учебного года, а также выставляется на сайте организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
6. Делопроизводство
6.1. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью
основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную
документацию школы и представляются органам управления образованием регионального и
муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому
коллективу, родительской общественности.
6.2. Администрация школы осуществляет контроль за реализацией Рабочих программ, их
практической части, соответствием записей в классном журнале \электронном\ содержанию
Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, триместра, года) в
соответствии с планом внутришкольного контроля.
6.3. Образовательная организация несет ответственность в соответствии с действующим
законодательством в образовании
за реализацию не в полном объеме образовательных
программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
6.3. Итоги проверки Рабочих программ подводятся на административном совещании.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».