ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ «Школа № 1» Протокол от _07.09.16_№ _26__ УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Школа № 1» Горбунов Р.Г…………………….. "__14__"_09_2016 г. Приказ № 204-ОД Положение о внутришкольном контроле в МБОУ «Школа № 1» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом и локальными актами МБОУ «Школа № 1» \далее Школа\ и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией. 1.2. Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образовательной деятельности, основных результатов деятельности Школы. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ. Процедурам внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения. 1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается Педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. 1.4. Целями внутришкольного контроля являются: — совершенствование деятельности Школы; — повышение мастерства учителей; — улучшение качества образования в школе. 1.5. Задачи внутришкольного контроля: — осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования; — выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению; — анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; — анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; — изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; — анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе; — оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 1.6. Функции внутришкольного контроля: — информационно-аналитическая; — контрольно-диагностическая; — коррективно-регулятивная; - стимулирующая. 1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам: — соблюдения законодательства РФ в области образования; — осуществления государственной политики в области образования; — использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами; — использования методического обеспечения в образовательной деятельности; — реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков; — соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; — соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; — своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством области и правовыми актами органов местного самоуправления; — работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы; — другим вопросам в рамках компетенции директора школы. 1.8. При оценке педагогических работников в ходе внутришкольного контроля учитывается: - уровень организации образовательного процесса; - качество и эффективность учебно-воспитательной деятельности; - выполнение государственных программ; - уровень знаний, умений и навыков обучающихся; - развитие творческих способностей обучающихся; - использование различных подходов и методов в процессе обучения; - создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе; - умение отбирать и выстраивать учебный материал в соответствии с целями и задачами уроков; - способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; - прохождение курсов (других форм) повышения квалификации, педагогическое мастерство; - участие в научно-методической деятельности. 1.9. Методы контроля над деятельностью учителя: — анкетирование; — тестирование; — социальный опрос; — мониторинг; — наблюдение; — изучение документации; — анализ, самоанализ уроков; — беседа о деятельности учащихся; — посещение уроков и внеурочных занятий; — результаты учебной деятельности учащихся. 1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности: — наблюдение; — устный опрос; — письменный опрос; — письменная проверка знаний (контрольная работа, административный срез); — комбинированная проверка; — беседа, анкетирование, тестирование; — проверка документации. 1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательной деятельности. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательной деятельности для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). Внутришкольный контроль в виде административной работы \среза\ осуществляется директором или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 1.12. Виды внутришкольного контроля: — предварительный — предварительное знакомство; — текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом; — итоговый — изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год. 1.13. Формы внутришкольного контроля: ТП – тематическая проверка КД – контроль за документацией ПК персональный контроль КОК – классно-обобщающий 1.14. Правила внутришкольного контроля: — внутришкольный контроль осуществляет директор или по его поручению заместители по УВР и ВР, 2 руководители методических объединений, другие специалисты; — в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты; — контроль должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица; — продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий; — эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля; — при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору; —при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебновоспитательной работе могут посещать уроки учителей без предварительного предупреждения; — при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков; — в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 час до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании). 1.15. Основания для внутришкольного контроля: — заявление педагогического работника на аттестацию; — плановый контроль; — проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; —обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел: а) проводятся заседания Педагогического или Методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы; в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы. 1.17. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения: — об издании соответствующего приказа; — об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом; — о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов); — о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; — иные решения в пределах своей компетенции. 1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 3 2. Персональный контроль 2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. 2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает: — уровень знаний учителем современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя; — уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; — результаты работы учителя и пути их достижения; — способы повышения профессиональной квалификации учителя. 2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право: — знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя; — изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций; — проводить экспертизу педагогической деятельности; — проводить мониторинг образовательной деятельности с последующим анализом полученной информации; — организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей; — делать выводы и принимать управленческие решения. 2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право: — знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; — знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; — своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; — обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка. 3. Тематический контроль 3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы. 3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. 3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы. 3.4. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития школы, проблемноориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране. 3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы. 3.6. В ходе тематического контроля: — проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); — осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, внеурочных занятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. 3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. 3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях Педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений. 4 3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. 3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом. 4. Классно-обобщающий контроль 4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели. 4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательной деятельности в том или ином классе или параллели. 4.3. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучаются: - уровень знаний и воспитанности обучающихся; - качество преподавания; - качество работы классного руководителя. 4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. 4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. 4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы. 4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. 5. Комплексный контроль 5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательной деятельности в школе в целом или по конкретной проблеме. 5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации Школы, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших учителей других школ, методистов городского Управления образованием, работников высших учебных заведений и института повышения квалификации. 5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой. 5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки. 5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом, но не менее чем за месяц до ее начала. 5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль за исполнение которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание Педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях. 5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля. 6. Контроль за документацией 6.1. Контроль за документацией проводится по плану ВШК и включает следующие направления: - проверка рабочих программ педагогов; -проверка личных дел обучающихся; - проверка тетрадей и дневников обучающихся; - контроль документации по направлениям. 6.2. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с циклограммой ВШК. 6.3. По результатам проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ \при необходимости\. 6.4. По результатам контроля за документацией проводится информирование педколлектива. 5