Антикоррупционная политика

Содержание
1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики в МБОУ «Школа №1»
2. Используемые в политике понятия и определения
3. Основные принципы антикоррупционной деятельности организации
4. Оценка коррупционных рисков
5. Общие антикоррупционные обязанности работников МБОУ «Школа №1» и
специальные обязанности для лиц, замещающих должности с коррупционными
рисками
6. Кодекс этики работников МБОУ «Школа №1»
7. Положение о конфликте интересов
8. Положение информирования работниками работодателя о случаях склонения их к
совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких
нарушений
9. Положение о правилах обмена подарками

2

1.Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики в МБОУ «Школа №1»
Антикоррупционная политика МБОУ «Школа №1» (далее - Учреждение)
представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных
мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных
правонарушений в деятельности.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией
является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Нормативными актами,
регулирующими антикоррупционную политику Учреждения, являются также Закон «Об
образовании», Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд», Устав МБОУ «Школа №1», и
другие локальные акты.
В соответствии со ст.13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по
предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за
профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на
обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования
поддельных документов.
Антикоррупционная политика школы направлена на реализацию данных мер.
2. Используемые в политике понятия и определения
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение
взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным
интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей,
иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для
себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу
другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных
деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального
закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального
закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему
устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию
коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.
Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности,
организационно- правовой формы и отраслевой принадлежности.
3

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое
лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением
трудовых отношений.
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо
должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника
денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг
имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение
действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие
действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если
оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему
управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг,
иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных
имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи
с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного
кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность
(прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может
повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при
которой возникает или может возникнуть противоречие между личной
заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными
интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным
интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником
(представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя организации) –
заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью
получения работником (представителем организации) при исполнении должностных
обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
3.Основные принципы антикоррупционной деятельности организации
Системы мер противодействия коррупции в Учреждении основываются на
следующих ключевых принципах:
1. Принцип соответствия политики организации действующему
законодательству и общепринятым нормам.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции
Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным
договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым
актам, применимым к организации.
2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости
к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и
противодействия коррупции.
4

3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников организации о положениях антикоррупционного
законодательства и их активное участие в формировании и реализации
антикоррупционных стандартов и процедур.
4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить
вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную
деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной
организации коррупционных рисков.
5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые
имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый
результат.
6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от
занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими
коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также
персональная ответственность руководства организации за реализацию
внутриорганизационной антикоррупционной политики.
7. Принцип открытости
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в
организации антикоррупционных стандартах ведения деятельности.
8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных
антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

5

4. Оценка коррупционных рисков деятельности
1. Общие положения
1.1. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом
антикоррупционной политики МБОУ «Школа №1» (далее – Учреждение), позволяющая
обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике
деятельности Учреждения и рационально использовать ресурсы, направляемые на
проведение работы по профилактике коррупции в Учреждении.
1.2. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных
процессов и видов деятельности Учреждения, при реализации которых наиболее высока
вероятность совершения работниками Учреждения коррупционных правонарушений, как
в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Учреждению.
2. Порядок оценки коррупционных рисков
2.1. Оценка коррупционных рисков проводится на регулярной основе, ежегодно, в
IV квартале текущего календарного года.
2.2. Порядок проведения оценки коррупционных рисков:
2.2.1. деятельность Учреждения представляется в виде отдельных процессов, в
каждом из которых выделяются составные элементы (подпроцессы);
2.2.2. выделяются «критические точки» для каждого процесса и определяются те
элементы, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных
правонарушений;
2.2.3. для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным
риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
- характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено
Учреждением или его отдельными работниками при совершении «коррупционного
правонарушения»;
- должности в Учреждении, которые являются «ключевыми» для совершения
коррупционного правонарушения – участие каких должностных лиц Учреждения
необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
- вероятные формы осуществления коррупционных платежей.
2.3. На основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных
рисков Учреждения» – сводное описание «критических точек» возможных
коррупционных правонарушений.
2.4. Разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных
рисков.
3. Карта коррупционных рисков
3.1. В Карте коррупционных рисков (далее – Карта) представлен перечень зон
повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасные полномочия), считающихся
наиболее предрасполагающими к возникновению возможных коррупционных
правонарушений.
3.2. В Карте указан перечень должностей, связанных с определенной зоной
повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасными полномочиями).
3.3. В Карте представлены типовые ситуации, характеризующие выгоды или
преимущества, которые могут быть получены отдельными работниками при совершении
«коррупционного правонарушения»
3.4. По каждой зоне повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасных
полномочий) предложены меры по устранению или минимизации коррупционноопасных функций.

6

Перечень зон
повышенного
коррупционного
риска
(коррупционноопасные
полномочия)

Должность

Типовые ситуации

Меры по устранению

1

2

3

4

Организация
деятельности
образовательного
учреждения

Директор,
заместители
директора,
завхоз, главный
бухгалтер

-использование своих
служебных полномочий при
решении личных вопросов,
связанных с удовлетворением
материальных потребностей
должностного лица либо его
родственников

Работа со служебной
информацией,
документами

Директор,
заместители
директора,
завхоз, главный
бухгалтер,
документовед

-использование в личных или
групповых интересах
информации, полученной при
выполнении служебных
обязанностей, если такая
информация не подлежит
официальному
распространению

Разъяснение работникам
об обязанности
незамедлительно
сообщить руководителю
о склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционных
правонарушений
Разъяснение работникам
о мерах ответственности
за совершение
коррупционных
правонарушений

Принятие на работу
сотрудника

Директор

-предоставление не
предусмотренных законом
преимуществ
(протекционизм,
семейственность) при
поступлении на работу

Разъяснение работникам
о мерах ответственности
за совершение
коррупционных
правонарушений

Размещение заказов
на
поставку товаров,
выполнение работ и
оказание услуг

Инженерэлектроник

-отказ от проведения
мониторинга цен на товары и
услуги;
-предоставление заведомо
ложных сведений о
проведении
мониторинга цен на товары и
услуги;
-размещение заказов
ответственным лицом на
поставку товаров и оказание
услуг из ограниченного числа
поставщиков именно в той
организации, руководителем
отдела продаж которой
является его родственник

Организация работы по
контролю деятельности
инженера-электроника

Регистрация
материальных

Завхоз

-несвоевременная постановка
на регистрационный учѐт

Организация работы по
контролю деятельности

7

ценностей и
ведение баз данных
имущества

имущества;
-умышленно досрочное
списание материальных
средств
и расходных материалов с
регистрационного учѐта;
-отсутствие регулярного
контроля наличия и
сохранности имущества

завхоза

Осуществление
закупок
товаров, работ, услуг
для
нужд
образовательного
учреждения

Директор,
инженерэлектроник

- совершение сделок с
нарушением установленного
порядка и требований закона
в
личных интересах;
- установление
необоснованных
преимуществ для отдельных
лиц при осуществлении
закупок
товаров, работ, услуг

Организация работы по
контролю деятельности
инженера-электроника.
Размещение на
официальном сайте
информации и
документации о
совершении сделки.

Составление,
заполнение
документов, справок,
отчетности

Директор,
заместители
директора,
завхоз, главный
бухгалтер

-искажение, сокрытие или
предоставление заведомо
ложных сведений в отчѐтных
документах, справках
гражданам, являющихся
существенным элементом
служебной деятельности

Организация работы по
контролю деятельности
работников,
осуществляющих
документы отчетности

Взаимоотношения с
вышестоящими
должностными
лицами, с
должностными
лицами в
органах власти и
управления,
правоохранительных
органах и различных
организациях

Работники
школы,
уполномоченн
ые директором
представлять
интересы
образовательно
го учреждения

-дарение подарков и оказание
не служебных услуг
вышестоящим должностным
лицам, за исключением
символических знаков
внимания, протокольных
мероприятий

Разъяснение работникам
об обязанности
незамедлительно
сообщить руководителю
о склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционных
правонарушений

Обращения
юридических,
физических лиц

Директор,
заместители
директора

-требование от физических и
юридических лиц
информации,
предоставление которой не
предусмотрено действующим
законодательством;
-нарушение установленного
порядка рассмотрения
обращений граждан,
организаций

Разъяснение работникам
об обязанности
незамедлительно
сообщить руководителю
о склонении их к
совершению
коррупционного
правонарушения, о
мерах
ответственности за
совершение
коррупционных
правонарушений

8

Оплата труда

Директор,
заместители
директора,
работники

-оплата рабочего времени в
полном объѐме в случае,
когда сотрудник фактически
отсутствовал на рабочем
месте

Организация контроля
за дисциплиной
работников,
правильностью ведения
табеля

Стимулирующие
выплаты
за качество труда
работников
образовательного
учреждения

Заместители
директора,
завхоз,
работники

- неправомерность
установления выплат
стимулирующего характера

Работа комиссии по
рассмотрению и
установлению выплат
стимулирующего
характера для
работников
образовательного
учреждения на
основании
служебных записок
представителей
администрации и
председателей
методических
объединений

Проведение
аттестации
педагогических
работников

Заместители
директора

-необъективная оценка
деятельности педагогических
работников, завышение
результативности труда

Организация контроля
деятельности
заместителей директора

Аттестация
учащихся

Заместитель
директора по
учебновоспитательной
работе,
педагогические
работники

-необъективность в
выставлении оценки,
завышение оценочных баллов
для искусственного
поддержания видимости
успеваемости;
-завышение оценочных
баллов
за вознаграждение или
оказание
услуг со стороны
обучающихся
либо их родителей (законных
представителей)

Контроль организации и
проведения
промежуточной и
итоговой аттестации

Реализация
мероприятий
территориальной
программы по
развитию
системы социальной
поддержки
обучающихся
(премия
Губернатора)

Директор,
заместители
директора

- подготовка документов на
предоставление стипендии
Губернатора,
устанавливающих
необоснованные
преимущества
отдельным обучающимся

Организация и контроль
работы коллегиального
органа по выдвижению
кандидатур и
рассмотрению
документов

- сбор преподавателями
денежных средств с
родителей

Проведение
анкетирования среди
родителей (законных

Незаконное взимание Директор,
денежных средств с
заместители
родителей (законных директора,

9

представителей)
обучающихся

педагогические
работники

(законных представителей)
обучающихся для различных
целей

представителей).
Размещение в
доступном
месте опечатанного
ящика по жалобам
граждан.

Прием в
образовательное
учреждение

Директор,
заместители
директора,
документовед

-преференции при приеме в
школу детей сотрудников
проверяющих и
контролирующих органов

Организация контроля
антикоррупционной
комиссии за приѐмом
обучающихся

Перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками в
образовательном учреждении:
1) директор;
2) заместители директора;
3) завхоз;
4) педагог - библиотекарь;
5) педагогические работники;
6) инженер-электроник;
7) документовед
8) главный бухгалтер.

10

5. Общие антикоррупционные обязанности работников МБОУ «Школа №1» и
специальные обязанности для лиц, замещающих должности с
коррупционными рисками
В целях предупреждения и противодействия коррупции все работники организации
обязаны:
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных
правонарушений в интересах или от имени организации;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими
как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного
правонарушения в интересах или от имени организации;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника (либо
должностное лицо, ответственное за противодействие коррупции, либо структурное
подразделение, либо руководство организации) о случаях склонения к совершению
коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника (либо
должностное лицо, ответственное за противодействие коррупции, либо структурное
подразделение, либо руководство организации) о ставшей известной ему информации о
случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками,
контрагентами организации или иными лицами;
- сообщить непосредственному начальнику (либо должностному лицу,
ответственному за противодействие коррупции, либо структурному подразделению) о
возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов.
Для отдельных категорий лиц, работающих в организации (руководители, должностные
лица, ответственные за противодействие коррупции, работники, чья деятельность связана
с коррупционными рисками, лица, осуществляющие внутренний контроль и аудит),
устанавливаются специальные обязанности (например, по представлению сведений о
доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера).

11

6. Кодекс этики и служебного поведения работников МБОУ «Школа №1»
1. Общие положения
Кодекс этики и служебного поведения работников МБОУ «Школа №1»
представляет собой совокупность общих принципов профессиональной этики и основных
правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться работники МБОУ
«Школа №1».
Ознакомление с положениями Кодекса этики граждан, поступающих на работу в
организации, производится в соответствии со статьей 68 Трудового кодекса Российской
Федерации.
Целью Кодекса этики является установление этических норм и правил служебного
поведения работников организации для добросовестного выполнения ими своей
профессиональной деятельности, обеспечение единой нравственно-нормативной основы
поведения работников организации, формирование нетерпимого отношения к коррупции.
Кодекс этики служит основой для формирования взаимоотношений
в организации, основанных на нормах морали, уважительного отношения
к работникам и организации.
Кодекс этики призван повысить эффективность выполнения работниками
организации своих должностных обязанностей.
Знание и соблюдение работниками положений Кодекса является одним
из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного
поведения.
Каждый работник организации должен следовать положениям Кодекса,
а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от работника организации
поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
За нарушение положений Кодекса руководитель и работник организации несет
моральную ответственность, а также иную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Основные понятия
В целях настоящего Кодекса используются следующие понятия:
работники организации – лица, состоящие с организацией в трудовых отношениях;
личная заинтересованность – возможность получения работником организации в
связи с исполнением должностях обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного
имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для
себя или для третьих лиц;
служебная
информация
–
любая,
не
являющаяся
общедоступной
и не подлежащая разглашению информация, находящаяся в распоряжении работников
организации в силу их служебных обязанностей, распространение которой может нанести
ущерб законным интересам организации, клиентов организации, деловых партнеров;
конфликт интересов – ситуация, при которой личная (прямая или косвенная)
заинтересованность работника организации влияет или может повлиять на надлежащее
исполнение должностях обязанностей и при которой возникает или может возникнуть
противоречие между личной заинтересованностью работника организации, с одной
стороны, и правами и законными интересами организации, клиентов организации,
деловых партнеров организации, способное привести к причинению вреда правам и
законным интересам организации, клиентов организации, деловых партнеров
организации;
клиент организации – юридическое или физическое лицо, которому организацией
12

оказываются услуги, производятся работы в процессе осуществления деятельности;
деловой партнер – физическое или юридическое лицо, с которым организация
взаимодействует на основании договора в установленной сфере деятельности.
3. Основные принципы профессиональной этики
работников организации
Деятельность
организации,
работников
организации
основывается
на следующих принципах профессиональной этики:
3.1 законность: организация, работники организации осуществляют свою
деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
законодательством Свердловской области, настоящим Кодексом;
3.2 приоритет прав и законных интересов организации, клиентов организации,
деловых
партнеров
организации:
работники
организации
исходят
из того, что права и законные интересы организации, клиентов организации, деловых
партнеров организации ставятся выше личной заинтересованности работников
организации;
3.3 профессионализм:
организация принимает
меры
по
поддержанию
и повышению уровня квалификации и профессионализма работников организации, в том
числе путем проведения профессионального обучения.
Работники организации стремятся к повышению своего профессионального
уровня;
3.4 независимость: работники организации в процессе осуществления деятельности
не допускают предвзятости и зависимости от третьих лиц, которые могут нанести ущерб
правам и законным интересам клиентов организации, деловых партнеров организации;
3.5 добросовестность:
работники
организации
обязаны
ответственно
и справедливо относиться друг к другу, к клиентам организации, деловым партнерам
организации.
Организация
обеспечивает
все
необходимые
условия,
позволяющие
ее клиенту, а также организации, контролирующей его деятельность, получать документы,
необходимые
для
осуществления
ими
деятельности
в
соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации;
3.6 информационная открытость: организация осуществляет раскрытие
информации о своем правовом статусе, финансовом состоянии, операциях
с
финансовыми
инструментами
в
процессе
осуществления
деятельности
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.7 объективность и справедливое отношение: организация обеспечивает
справедливое (равное) отношение ко всем клиентам организации и деловым партнерам
организации.
4. Основные правила служебного поведения
работников организации
Работники организации обязаны:
4.1 исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы организации;
4.2 исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности организации;
4.3 осуществлять свою деятельность в пределах полномочий данной организации;
4.4 соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния
на служебную деятельность решений политических партий, иных общественных
13

объединений;
4.5 исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному
исполнению ими должностных обязанностей;
4.6 постоянно стремиться к обеспечению эффективного использования ресурсов,
находящихся в распоряжении;
4.7 соблюдать правила делового поведения и общения, проявлять корректность и
внимательность в обращении с клиентами и деловыми партнерами;
4.8 проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и
граждан иностранных государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических, социальных групп, конфессий, способствовать межнациональному и
межконфессиональному согласию;
4.9 защищать и поддерживать человеческое достоинство граждан, учитывать их
индивидуальность, интересы и социальные потребности на основе построения
толерантных отношений с ними;
4.10 соблюдать
права
клиентов
организации,
гарантировать
им непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления
полной
информации,
касающейся
конкретного
клиента
в конкретной ситуации;
4.11 воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение
в объективном исполнении должностных обязанностей работника организации,
а также не допускать конфликтных ситуаций, способных дискредитировать их
деятельность и способных нанести ущерб репутации организации, а также
от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято
окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;
4.12 не использовать должностное положение для оказания влияния
на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления,
организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при
решении вопросов личного характера;
4.13 соблюдать
установленные
правила
публичных
выступлений
и предоставления служебной информации, воздерживаться от необоснованной публичной
критики в адрес друг друга, публичных обсуждений действий друг друга, наносящих
ущерб и подрывающих репутацию друг друга, а также деловых партнеров организации;
4.14 уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой
информации
по
информированию
общества
о
работе
организации,
а
также
оказывать
содействие
в
получении
достоверной
информации
в установленном порядке;
4.15 нести персональную ответственность за результаты своей деятельности;
4.16 работники организаций призваны способствовать своим служебным
поведением
установлению
в
коллективе
деловых
взаимоотношений
и конструктивного сотрудничества друг с другом;
4.17 внешний вид работника организации при исполнении им должностных
обязанностей, в зависимости от условий работы и формата служебного мероприятия,
должен выражать уважение к клиентам организации, деловым партнерам организации,
соответствовать общепринятому деловому (или корпоративному) стилю. Критериями
делового стиля являются официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
В служебном поведении работника недопустимы:
- любого вида высказывания и действия дискриминационного характера
по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
- грубости, проявления пренебрежительного тона, заносчивость, предвзятые
14

замечания, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, угрозы,
оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному
общению или провоцирующие противоправное поведение.
Работник
организации,
наделенный
организационно-распорядительными
полномочиями, также обязан:
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- принимать меры по предупреждению и пресечению коррупции;
- своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и
справедливости.
5. Требования к антикоррупционному поведению работников
Работник организации при исполнении им должностных обязанностей
не вправе допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к
конфликту интересов.
В установленных законодательством Российской Федерации случаях работник
организации
обязан
представлять
сведения
о
доходах,
расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Работнику организации в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации, запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей
вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение,
ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные
вознаграждения). В указанных случаях подарки, полученные работником организации в
связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и с другими
официальными мероприятиями, признаются собственностью организации и передаются
работником
по
акту
в организацию в порядке, предусмотренном нормативным актом организации.
6. Обращение со служебной информацией
Работник
организации
обязан
принимать
соответствующие
меры
по обеспечению конфиденциальности информации, ставшей известной ему
в связи с исполнением им должностных обязанностей, за несанкционированное
разглашение
которой
он
несет
ответственность
в
соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Работник организации вправе обрабатывать и передавать служебную информацию
при соблюдении действующих в организации норм и требований, принятых в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

15

7. Положение о конфликте интересов
1. Общие положения
Положение устанавливает порядок выявления и урегулирования конфликта
интересов, возникающего у работников МБОУ «Школа №1» в ходе выполнения ими
трудовых обязанностей.
Ознакомление граждан, поступающих на работу в МБОУ «Школа №1» (далее –
организация), с Положением о конфликте интересов производится в соответствии со
статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действие настоящего Положения о конфликте интересов распространяется на всех
работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности.
2. Основные принципы предотвращения и урегулирования конфликта интересов
В основу работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
положены следующие принципы:
- обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте
интересов;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации
при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулировании;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и
процесса его урегулирования;
- соблюдение баланса интересов организации и работника организации при
урегулировании конфликта интересов;
- защита работника организации от преследования в связи с сообщением о
конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником организации и
урегулирован (предотвращен) организацией.
5. Формы урегулирования конфликта интересов работников организации должны
применяться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
3. Порядок раскрытия конфликта интересов
работником организации и его урегулирования
Ответственным за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах
интересов является структурное подразделение или должностное лицо организации,
ответственное за противодействие коррупции.
Процедура раскрытия конфликта интересов утверждается локальным нормативным
актом организации и доводится до сведения всех ее работников.
Раскрытие конфликта интересов осуществляется в письменной форме.
Информация о возможности возникновения или возникновении конфликта
интересов представляется в виде декларации о конфликте интересов (приложение) в
следующих случаях:
- при приеме на работу;
- при назначении на новую должность;
- в ходе проведения ежегодных аттестаций на соблюдение этических норм ведения
бизнеса, принятых в организации;
- при возникновении конфликта интересов.
Допустимо первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с
16

последующей фиксацией в письменном виде.
4. Возможные способы
разрешения возникшего конфликта интересов
Декларация о конфликте интересов изучается должностным лицом организации,
ответственным за противодействие коррупции, и направляется руководителю
организации.
Руководитель организации рассматривает декларацию о конфликте интересов,
оценивает серьезность возникающих для организации рисков и, в случае необходимости,
определяет форму урегулирования конфликта интересов.
Рассмотрение декларации о конфликте интересов осуществляется руководителем
организации и должностным лицом организации, ответственным за противодействие
коррупции, конфиденциально.
Формы урегулирования конфликта интересов:
- ограничение доступа работника организации к конкретной информации, которая
может затрагивать его личные интересы;
- добровольный отказ работника организации или его отстранение (постоянное или
временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые
находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
- пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника организации;
- перевод работника организации на должность, предусматривающую выполнение
функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов, в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации;
- отказ работника организации от своего личного интереса, порождающего
конфликт с интересами организации;
- увольнение работника организации в соответствии со статьей 80 Трудового
кодекса Российской Федерации;
- увольнение работника организации в соответствии с пунктом 7.1 части первой
статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации;
- иные формы разрешения конфликта интересов.
По письменной договоренности организации и работника организации,
раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут применяться иные формы
урегулирования.
При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта
интересов учитывается степень личного интереса работника организации, вероятность
того, что его личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.
5. Обязанности работника организации в связи с раскрытием
и урегулированием конфликта интересов
При принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих должностных
обязанностей работник организации обязан:
- руководствоваться интересами организации без учета своих личных интересов,
интересов своих родственников и друзей;
- избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту
интересов;
- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

17

8. Положение информирования работниками работодателя о случаях склонения
их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких
нарушений
Настоящее положение информирования работниками работодателя о случаях
склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких
сообщений в МБОУ «Школа №1» (далее – Положение) определяет порядок
информирования работодателя работниками МБОУ «Школа№1» (далее – организации), о
случаях склонения работников к совершению коррупционных нарушений.
В целях настоящего Положения используются следующие понятия:
- работники организации – физические лица, состоящие с организацией
в трудовых отношениях на основании трудового договора;
- уведомление – сообщение работника организации об обращении к нему
в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в том же
значении, что и в Федеральном законе от 25 декабря 2014 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции».
Работники обязаны информировать работодателя обо всех случаях обращения к
ним лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
В случае поступления к работнику организации обращения в целях склонения к
совершению коррупционных правонарушений указанный работник организации обязан
незамедлительно устно уведомить работодателя. В течение одного рабочего дня работник
организации обязан направить работодателю уведомление в письменной форме.
При невозможности направить уведомление в указанный срок (в случае болезни,
командировки, отпуска и т.д.) работник организации направляет работодателю
уведомление в течение одного рабочего дня после прибытия на рабочее место.
В уведомлении должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество уведомителя, контактный телефон, а также иная
информация, которая, по мнению уведомителя, поможет установить с ним контакт;
- замещаемая должность;
- обстоятельства, при которых произошло обращение в целях склонения
к совершению коррупционных правонарушений;
- известные сведения о лице (физическом или юридическом), выступившем
с обращением в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- изложение сути обращения (дата и место обращения, к совершению какого
действия (бездействия) происходит склонение, предложенная выгода, предполагаемые
последствия, иные обстоятельства обращения);
- сведения о лицах, имеющих отношение к данному делу, и свидетелях, если
таковые имеются;
- сведения об информировании органов прокуратуры или других государственных
органов об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
(при наличии);
- иные известные сведения, представляющие интерес для разбирательства
по существу;
- подпись уведомителя;
- дата составления уведомления.
Работодатель рассматривает уведомление и передает его в структурное
подразделение или должностному лицу, ответственному за противодействие коррупции в
организации, для регистрации в журнале регистрации и учета уведомлений о фактах
обращения в целях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений
(далее - журнал) (приложение к настоящему Положению) в день получения уведомления.
Анонимные уведомления передаются в структурное подразделение или
18

должностному
лицу,
ответственному
за
противодействие
коррупции
в организации, для сведения.
Анонимные уведомления регистрируются в журнале, но к рассмотрению
не принимаются.
Проверка сведений, содержащихся в уведомлении, проводится в течение
пятнадцати рабочих дней со дня регистрации уведомления.
С целью организации проверки работодатель в течение трех рабочих дней создает
комиссию по проверке факта обращения в целях склонения работника организации к
совершению коррупционных правонарушений (далее – комиссия).
Персональный состав комиссии (председатель, заместитель председателя, члены и
секретарь комиссии) назначается работодателем и утверждается правовым актом
организации.
В ходе проверки должны быть установлены:
- причины
и
условия,
которые
способствовали
обращению
лица
к работнику организации с целью склонения его к совершению коррупционных
правонарушений;
- действия (бездействие) работника организации, к незаконному исполнению
которых его пытались склонить.
Результаты проверки комиссия представляет работодателю в форме письменного
заключения в трехдневный срок со дня окончания проверки.
В заключении указываются:
- состав комиссии;
- сроки проведения проверки;
- составитель уведомления и обстоятельства, послужившие основанием для
проведения проверки;
- подтверждение достоверности (либо опровержение) факта, послужившего
основанием для составления уведомления;
- причины и обстоятельства, способствовавшие обращению в целях склонения
работника организации к совершению коррупционных правонарушений.
В случае подтверждения наличия факта обращения в целях склонения работника
организации к совершению коррупционных правонарушений комиссией в заключение
выносятся рекомендации работодателю по применению мер по недопущению
коррупционного правонарушения.
Работодателем принимается решение о передаче информации в органы
прокуратуры.
В случае если факт обращения в целях склонения работника организации
к совершению коррупционных правонарушений не подтвердился, но в ходе проведенной
проверки выявились признаки нарушений требований к служебному поведению либо
конфликта интересов, материалы, собранные в ходе проверки,
а также заключение направляются для рассмотрения на заседании общественного
(наблюдательного, попечительского) совета (при наличии) и принятия соответствующего
решения, а также представляются работодателю для принятия решения о применении
дисциплинарного взыскания в течение двух рабочих дней после завершения проверки.

19

9. Положение о правилах обмена подарками
1. Общие положения
Настоящие правила обмена деловыми подарками и знаками делового
гостеприимства в МБОУ «Школа№1» (далее – правила) определяют общие требования к
дарению и принятию деловых подарков, а также к обмену знаками делового
гостеприимства для работников МБОУ «Школа№1» (далее – организация).
2. Дарение деловых подарков и оказание знаков
делового гостеприимства
Деловые подарки, подлежащие дарению, и знаки делового гостеприимства должны:
- соответствовать требованиям антикоррупционного законодательства Российской
Федерации, настоящих Правил, локальных нормативных актов организации;
- быть вручены и оказаны только от имени организации.
Деловые подарки, подлежащие дарению, и знаки делового гостеприимства не
должны:
- создавать для получателя обязательства, связанные с его должностным положением
или исполнением им служебных (должностных) обязанностей;
- представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие или бездействие,
попустительство или покровительство, предоставление прав или принятие определенных
решений либо попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной
целью;
- быть в форме наличных, безналичных денежных средств, ценных бумаг,
драгоценных металлов;
- создавать репутационный риск для организации или ее работников.
Стоимость подарка, подлежащего дарению, не должна превышать стоимость,
установленную локальным нормативным актом организации.
3. Получение работниками организации деловых подарков
и принятие знаков делового гостеприимства
Работники организации могут получать деловые подарки, знаки делового
гостеприимства только на официальных мероприятиях, если это не противоречит
требованиям антикоррупционного законодательства Российской Федерации, настоящим
Правилам, локальным нормативным актам организации.
При получении делового подарка или знаков делового гостеприимства работник
организации обязан принять меры по недопущению возможности возникновения
конфликта интересов в соответствии с Положением о конфликте интересов,
утвержденным локальным нормативным актом организации.
В случае возникновения конфликта интересов или возможности возникновения
конфликта интересов при получении делового подарка или знаков делового
гостеприимства работник организации обязан в письменной форме уведомить об этом
структурное подразделение или должностное лицо организации, ответственное за
противодействие коррупции, в соответствии с процедурой раскрытия конфликта
интересов, утвержденной локальным нормативным актом организации.
Работникам организации запрещается:
20

- принимать предложения от организаций или третьих лиц о вручении деловых
подарков и об оказании знаков делового гостеприимства, деловые подарки и знаки
делового гостеприимства в ходе проведения деловых переговоров, при заключении
договоров, а также в иных случаях, когда подобные действия могут повлиять или создать
впечатление об их влиянии на принимаемые решения;
- просить, требовать, вынуждать организации или третьих лиц дарить им либо их
родственникам деловые подарки и/или оказывать в их пользу знаки делового
гостеприимства;
- принимать подарки в форме наличных, безналичных денежных средств, ценных
бумаг,
драгоценных
металлов.

21

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».